2-4804/2011



Дело № 2-4804(2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего Федерального судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием заместителя Ачинского межрайонного прокурора Булатовой О.С.,

представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 16.12.2010 г. сроком до 31.12.2011 г. (л.д.13),

при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида I группы Юхновской ЕВ к ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Ачинскому филиалу № 8 ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий по не обеспечению средствами реабилитации, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах инвалида I группы Юхновской Е.В. обратился в Ачинский городской суд с иском к ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Ачинскому филиалу № 8 ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий по не обеспечению средствами реабилитации, мотивируя свои требования тем, что Юхновская Е.В., 15 ноября 1952 года рождения, на основании справки МСЭ является инвалидом I группы «по зрению», по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. 27.07.2011 г. Юхновская Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о необходимости ремонта или досрочной замены, предоставленного ей технического средства технической реабилитации - медицинского тонометра с речевым выходом. Ответчик принял заявление, однако ремонт или замена технического средства реабилитации до настоящего времени инвалиду Юхновской Е.В. не обеспечена. Юхновская Е.В. обратилась к Ачинскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд в её интересах, так как техническими средствами реабилитации она не обеспечена (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца – заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица Юхновская Е.В., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения искового заявления по телефонограмме, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в её интересах поддерживает, поскольку в течение полугода не может получить тонометр с речевым выходом. Отсутствие данного средства реабилитации создает угрозу её здоровью (л.д. 16).

Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. (полномочия проверены), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, суду пояснил, что необходимость замены установлена, но в связи с отсутствием финансирования выдать новый тонометр с речевым выходом в настоящее время не представляется возможным.

Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида I группы Юхновской Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется трость опорная и кресло-коляска (п. 6, 7).

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, Юхновская Е.В. согласно справке серии МСЭ-2001 № 6557999 от 15.11.2004 г. является инвалидом I группы «по зрению» (л.д. 11).

31 июля 2007 г. Юхновской Е.В. была составлена программа индивидуальной реабилитации инвалида, согласно которой инвалид I группы Юхновская Е.В. нуждается в технических средствах реаби­литации: медицинском тонометре с речевым выходом и специальным устройством для чтения «говорящих книг» (л.д. 10).

Медицинский тонометр с речевым выходом Юхновская Е.В. получила 01.09.2008 г.

27.07.2011 г. Юхновская Е.В. обратилась в Ачинский филиал № 8 ГУ – Красноярское региональное Фонда социального страхования РФ с заявлением о проведении медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены предоставленного ей технического средства реабилитации - медицинского тонометра с речевым выходом в связи с тем, что неисправна помпа и не работает блок питания (л.д. 6).

На основании заявления Юхновской Е.В. 18.07.2011 г. ООО «Евромастер» провело проверку медицинского тонометра с речевым выходом. По результатам проверки ООО «Евромастер» выдало заключение о том, что прибор не набирает давление, так как неисправна помпа, блок питания не работает, в связи с полным физическим износом и не целесообразностью проведения ремонта, подлежит досрочной замене.

28.07.2011 г. ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдало заключение медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации № 11, в соответствии с которым медицинский тонометр с речевым выходом, выданный Юхновской Е.В. 01.09.2008 г. подлежит замене, поскольку ремонт не целесообразен (л.д. 8).

Инвалиду Юхновской Е.В. средство реабилитации – тонометр с речевым выходом, в связи с недостаточностью финансирования до настоящего времени не выдан.

Не предоставление инвалиду Юхновской Е.В. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы её обслуживания, и созда­ется угроза здоровью, возникают дополнительные трудности в быту.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида I группы Юхновской Е.В. техническими средствами реабилитации, следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации – медицинским тонометром с речевым выходом в порядке, определенном действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида I группы Юхновской ЕВ удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида I группы Юхновской ЕВ техническими средствами реабилитации незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида I группы Юхновскую ЕВ техническим средством реабилитации - медицинским тонометром с речевым выходом, согласно индивидуальной программе реабилитации.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Кушнарева Г.Ю.