о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании выдать средства технической реабилитации



2-4760(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Булатовой О.С.,

ответчика Комаренко А.В.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Борового П.П. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Борового П.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить его средствами технической реабилитации – костылями подмышечными с устройством противоскольжения, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, креслом – коляской прогулочной, с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, мотивируя требования тем, что Боровой П.П. на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации в виде костылей, кресел-колясок. Инвалид обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявления, однако ТСР до настоящего времени инвалид не обеспечен. Данное бездействие ответчика нарушает права Борового П.П., не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида.

В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.С. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям.

Истец Боровой П.П., надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в зал суда не явился по состоянию здоровья, в телефонограмме исковые требования прокурора поддержал, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности № 82 от 16.12.2010 г., против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, что на основании действующего законодательства ФСС РФ занимается организацией выдачи гражданам льготной категории средств технической реабилитации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда выдать инвалиду направление на получение, изготовление ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Инвалид Боровой П.П. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлен на учет для обеспечения ТСР, по заключенному контракту с ООО «КрайСнабТорг» этому предприятию выдано направление на обеспечение Борового П.П., однако поставщик по контракту ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, поэтому Боровой П.П. будет включен в другой контракт и обеспечен ТСР.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Борового П.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что Боровой П.П., 1935 г. рождения на основании справки МСЭ-2011 № 0567765 от 01.10.2011 является инвалидом второй группы по общему заболеванию.

Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида № 1361 от 22.09.2010 г. и № 1103 от 12.09.2011 г. Боровой П.П. нуждается в технических средствах реаби­литации костылях подмышечных с устройством противоскольжения, кресле-коляске комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, кресле – коляске прогулочной, с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес и получил право на обеспечение его техническими средствами реа­билитации. С этой целью Боровой П.П. 13.04.2010 г. и 14.09.2011 г. обратились в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации.

Согласно уведомлениям от даты обращения истца документы, поданные Боровым П.П., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ.

До настоящего времени технические средства реабилитации в виде костылей, кресел-колясок, а также направления на их получение истцу ГУ КРО ФСС РФ не выданы. Выданное 17.05.2011 г. ООО «КрайСнабТорг» об обеспечении Борового П.П. костылями до настоящего времени не исполнено (л.д.10).

Непредставление Боровому П.П. технических средств реабилитации не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и созда­ется угроза его здоровью.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Борового П.П. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленные средства технической реабилитации в виде костылей, кресел-колясок.

Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалида, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Борового П.П. техническими средствами реабилитации незаконным.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Борового П.П. техническими средствами реабилитации – костылями подмышечными с устройством противоскольжения, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, с шириной сиденья 46 см., креслом – коляской прогулочной, с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, с шириной сиденья 46 см., в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко