№ 2-4987 (2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием: представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующей по доверенности (л.д.22) при секретаре Загребельной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бирилюсского районного прокурора, действующего в интересах инвалида Ручьевой, к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах инвалида Ручьевой В.С., с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании без действий ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, об обязывании выдать инвалиду Ручьевой В.С. техническое средство реабилитация в виде лупы для коррекции слабовидения, магнитофона, плеера для чтения «говорящих книг». Исковые требования мотивированы тем, что Ручьева В.С.на основании справки серии МСЭ является, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации, о чем свидетельствует ИПР инвалида от 21 апреля 2011 года, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, которое ответчик принял, поставил на учет, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, направление не выдано (л.д. 2-4). Истец Ручьева В.С.и прокурор Бирилюсского района, извещенные о дате судебного заседания, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 17,18). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по исковым требованиям возражал, пояснил, что в настоящее время ввиду отсутствия финансирования с федерального бюджета, контракт на поставку технических средств реабилитации не заключен, поэтому направление инвалиду на получение ТСР не выдано. Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется лупы для коррекции слабовидения, магнитофоном, плеером для чтения «говорящих книг». Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Из материалов дела следует, что Ручьева В.С., является. (л.д.7,8) Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 432 от 21 апреля 2011 года Ручьева ВС нуждается в технических средствах реабилитации в виде специальных средств для чтения «говорящих книг»-магнитолы (количество 1 шт, кратность 1 раз в 7 лет), специальных средств для оптической коррекции слабовидения: лупе (1 шт, 1 раз в 5 лет). Срок проведения реабилитации с 21 апреля 2011 года -01 мая 2012. (л.д. 12-15) 26.04.2011 года Ручьева ВС обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР в виде магнитолы и лупы (л.д. 11) и в это же день ей было выдано уведомление о постановке на учет в филиале № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 16). Однако, до настоящего времени направление на получение ТСР не выдано, Ручьева ВС средствами реабилитации не обеспечена, что нарушает права инвалида и не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, направленную на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, передвижению. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Ручьевой В.С. ТСР в виде специальных средств для чтения «говорящих книг» -магнитолы, специальных средства для оптической коррекции слабовидения: лупы, являются незаконными. Требования прокурора в части обеспечения Ручьевой ВС ТСР в виде плеера для чтения говорящих книг не подлежат удовлетворению, т.к. данное ТСР в программе реабилитации инвалида не указано, с заявлением об обеспечении данным ТСР Ручьева ВС к ответчику не обращалась. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалидов, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить частично. Признать бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Ручьевой техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Ручьеву техническим средством реабилитации в виде специальных средств для чтения «говорящих книг» -магнитолой; специальных средств для оптической коррекции слабовидения – лупой, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд. Федеральный судья Т.Н. Настенко