2- 4686(2011) Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б., с участием представителя заявителя помощника Ачинского межрайпрокурора – Селянской Т.В., представителя заинтересованного лица администрации Горного сельсовета – Иордан Л.А., действующей на основании доверенности № 325 от 23.12.2011 г.(л.д. 60), при секретаре Петренко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Горного сельсовета Ачинского района по непринятию мер по устранению нарушений требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, возложении обязанности по обеспечению освещения на уличных участках дорог, суд Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Горного сельсовета Ачинского района по непринятию мер по устранению требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения в части организации освещения на участках дорог п. Горный Ачинского района. Требования заявителем мотивированы тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 Устава Горного сельсовета Ачинского района в состав территории поселения входят земли населенных пунктов: п. Горный, д. Орловка, д. Карловка, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения. В силу ч.1 ст.32 и п.5 ч.1 ст.7 Устава Горного сельсовета, к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета, а также управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета. К вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. При этом, соответствие состояния дорог правилам, стандартам, технологическим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установлены правилами, стандартами, техническими нормами и другими документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Между тем, в ходе проводимой проверки, 05 октября 2011 года было выявлено, что на территории улиц п. Горный Ачинского района уровень уличной освещенности не соответствует СНиП 23-05-95. Бездействие органа местного самоуправления администрации Горного сельсовета в части не принятия мер по обеспечению безопасности дорожных дорог в части обеспечения их освещенности является незаконным, противоречит требованиям ст. 14 п.5 ч.1 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательных акты Российской Федерации» и нарушает права неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения (л.д.2-6). В судебном заседании представитель заявителя помощник Ачинского межрайонного прокурора Селянская Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям, полагала необходимым обязать Администрацию Горного сельсовета привести дороги в соответствии с правилами, стандартами, технологическими нормам, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения путем установления искусственного уличного освещения в границах указанного населенного пункта поселения на участках дорог, расположенных на улицах Центральной, Северной, Зеленой п. Горный Ачинского района. При этом, суду дополнила о том, что 23 декабря 2011 года была проведена повторная проверка уличного освещения данных дорог, расположенных в п. Горный, с ее участием и с участием главы Горновского сельсовета, в ходе которой вновь установлено, что на данных улицах уровень освещения не соответствует нормам. До настоящего времени, Администрацией Горного сельсовета, не принято мер к устранению данных нарушений без каких-либо на то причин. Представитель лица, чьи действия обжалуются Администрации Горного сельсовета Иордан Л.А., в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснив, что 23 декабря 2011 года в утреннее время с участием Главы администрации Горного сельсовета были проведены замеры уличного освещения в п. Горный, о чем составлен протокол измерения освещенности. Проведенные замеры показали, что действительно уровень освещенности дорог п. Горный не соответствует установленным нормам. Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; В соответствии с ч.2 ст.15, ст. 46 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, а также присуждение исполнения обязанностей в натуре. Согласно п.15 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В силу п.п.6 ст.12 ст.3 указанного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 5 Федерального закона определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995). В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, согласно которым ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Устава Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края, в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: п. Горный, д. Орловка, д. Карловка, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения. Согласно статьи 32 Устава Горного сельсовета - к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета, является главным распределителем бюджетных средств; управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Горного сельсовета — администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В силу пункта 5 части 1 статьи 7 Устава Горного сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, собственником автомобильных дорог в границах поселения (Горный сельсовет) является указанное поселение, на которое и возложено бремя их содержания. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, технологическим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установлены правилами, стандартами, техническими нормами и другими документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Как установлено по делу, 05 октября 2011 была проведена проверка содержания улично-дорожной сети в п. Горный Ачинского района Красноярского края, по итогам проверки составлены акты, согласно которым выявлено и зафиксировано, что уровень уличной освещенности не соответствует СНиП 23-05-95. При проверке уровень уличной освещенности на улице Центральная п. Горный, уровень составлял 0,98 лк, по ул. Северная п. Горный – 0,45 лк, при положенной норме 2,0 лк. При проведении повторной проверки, проводимой 23.12.2011 года был составлен акт, согласно которому выявлены и зафиксированы следующие нарушения: уровень уличной освещенности не соответствует СНиП 23-05-95. При проверке уровень уличной освещенности на улице Центральной п. Горный составлял 1,43 лк, при положенной норме 2,0 лк.(л.д.40,41,61). До настоящего времени администрацией Горного Сельсовета мероприятия по обеспечению уличного освещения дорог п. Горный не проведены. Установленные в судебном заседании обстоятельства также были подтверждены допрошенным в судебном заседании свидетелем – специалистом Таранюк М.Ю., который суду пояснил о том, что он работает государственным инспектором дорожного надзора в ГИБДД МУВД «Ачинский». С его участием в октябре 2011 года прокуратурой проводились проверка освещения дорог в п. Горный. Замеры проводились при помощи специального прибора – люксометра, которым он имеет право пользоваться в силу закона, а именно Приказа № 410 от 08 июля 199 года « Наставления по службе». В ходе проверки было установлено, что уровень уличной освещенности в п. Горный не соответствует СНиП 23-05-95, о чем были составлены акты. При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что администрацией Горного сельсовета не принято до настоящего времени без уважительных причин мер к устранению нарушений закона в части приведения дорог сельсовета в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения, что согласно вышеуказанных требований закона относится к компетенции органов местного самоуправления района. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 11 Устава Горного сельсовета Глава сельсовета - высшее выборное должностное лицо сельсовета, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Глава сельсовета действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов. В силу Устава сельсовета - деятельностью администрации руководит на основе единоначалия глава администрации. Глава сельсовета исполняет полномочия главы администрации сельсовета. Таким образом, деятельность органов местного самоуправления при осуществлении полномочий должна основываться на требованиях действующего законодательства. В данном случае, бездействие администрации Горного сельсовета является грубым нарушением действующего законодательства, а также прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования., т.е. неопределенного круга граждан, в связи с чем, требования Ачинского межрайонного прокурора суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме, установив срок устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, выявленного Ачинской межрайпрокуратурой – до 01 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Горного сельсовета Ачинского района по непринятию мер в части организации по обеспечению безопасности дорожного движения на участках дорог населенного пункта п. Горный. Обязать администрацию Горного сельсовета Ачинского района обеспечить уличным освещением в границах населенного пункта поселения на участках дорог, расположенных на улицах Центральной, Северной, Зеленой п. Горный Ачинского района, в срок до 01 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
УСТАНОВИЛ: