Дело № 2-4771(2011) Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г.Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), при секретаре Бугаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Барковой Л.И. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида второй группы Барковой Л.И. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что Баркова Л.И. является инвалидом и, согласно индивидуальной программе реабилитации, нуждается в технических средствах реабилитации: абсорбирующем белье (подгузниках для взрослых). 19 апреля 2011 года от Барковой Л.И. ответчику поступило заявление о предоставлении технических средств реабилитации. Однако до настоящего времени техническими средствами реабилитации за 2011 год инвалид не обеспечен. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида Баркову Л.И. техническим средством реабилитации, а именно: абсорбирующим бельем (подгузниками) за апрель-ноябрь 2011 года в количестве 240 штук (л.д. 2-4). Определением от 24 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Медконтракт». В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала частично по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанность по обеспечению Барковой Л.И. средствами технической реабилитации, за вычетом выданных в сентябре 2011 года подгузников в количестве 90 штук, а также с учетом того, что в Фонд социального страхования истица обратилась 19 апреля 2011 года. Истица Баркова Л.И., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 16,17), в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 5). Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что 31 мая 2011 года в отношении Барковой Л.И. было выдано направление в организацию, обеспечивающую требуемыми техническими средствами реабилитации. Таким образом, фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что 10 сентября 2011 года истице были выданы подгузники в количестве 90 штук, кроме того, у Фонда отсутствует обязанность по обеспечению средствами реабилитации за период, предшествующий обращений в Фонд с соответствующим заявлением. Представитель третьего лица ООО «Медконтракт», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайства либо отзыв на исковое заявление не представил (л.д. 16). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Барковой Л.И. удовлетворить в следующем объеме, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Баркова Л.И. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 10), а также не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 19 апреля 2011 года Баркова Л.И. нуждается в технических средствах реабилитации - абсорбирующем белье – подгузниках для взрослых в количестве 30 штук в месяц (л.д. 8-9). 19 апреля 2011 года Барковой Л.И. в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации было подано заявление по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 6). Согласно уведомлению от 19 апреля 2011 года документы были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 6, оборот). 31 мая 2011 года истице было выдано направление в ООО «Медконтракт» на получение технических средств реабилитации – абсорбирующего белья (подгузников) до 31 декабря 2011 года (л.д. 7). Учитывая, что обращение в ГУ КРО ФСС РФ имело место 19 апреля 2011 года, а также учитывая, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Барковой Л.И., она должна быть обеспечена абсорбирующим бельем (подгузниками) 30 штук на месяц, за период с 19 апреля 2011 года по 30 ноября 2011 года включительно, истице должно было быть предоставлено абсорбирующее белье (подгузники) в количестве 222 штуки (12 штук за апрель 2011 года и 210 за семь месяцев с мая по ноябрь 2011 года). Согласно акту сдачи-приемки изделия (л.д. 18), 10 сентября 2011 года истице было выдано абсорбирующее белье (подгузники) в количестве 90 штук. Доказательств обеспечения Барковой Л.И. подгузниками в количестве еще 132-х штук, суду представлено не было. Непредставление Барковой Л.И. технических средств реабилитации в полном объеме не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что именно поставщик осуществляет поставку изделий непосредственно инвалиду, не исключает обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, так как Фонд имеет право проверять ход и качество выполнения поставщиком обязательств по контракту, а также вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения законодательства РФ и условий, предусмотренных контрактом, в том числе и сроков поставки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида второй группы Барковой Л.И. техническими средствами реабилитации абсорбирующим бельем следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством, Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить частично. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Барковой Л.И. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Баркову Л.И. техническими средствами реабилитации - абсорбирующим бельем (подгузниками) в количестве 132 (сто тридцать две) штуки, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья А.К. Шиверская