2-4802/2011



Дело № 2-4802\2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2011 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;

с участием истца Цейтлер В.А.;

представителя истца Цейтлер Л.А., действующей на основании устного ходатайства (л.д. 22);

при секретаре Саюк Е.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Цейтлера В.А. к Правительству Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Цейтлер В.А. обратился в суд с иском к Правительству РФ о возмещении ему компенсации морального вреда в сумме 160000 рублей, как жертве политических репрессий, мотивируя свои требования тем, что он и его семья пострадали от политических репрессий. Его отца ЦА 22.06.1941 г. забрали на фронт. Мать истца, ЦМ вместе с детьми из г. Энгельса Саратовской области в 1941 году выслали в Красноярский край Минусинский р-он <адрес>. Отец в 1942 г. был комиссован по ранению. Мать забрали в трудармию, где она потеряла зрение, вернулась почти слепой. Вынужден был работать с 9-летнего возраста конюхом, водовозом, скотником. Под комендатурой был до 1945 года.

В соответствии со ст. 1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и Определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2011 года №103-О, Цейтлер В.А., как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как отец вскоре умер от ранения, а мать находилась в трудармии, необоснованно репрессивной по политическим мотивам, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован в 1956 г.

02 февраля 2010 года решением Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» было постановлено выплатить каждому заявителю в качестве возмещения морального вреда по 4000 евро, как лицам, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителя, необоснованно репрессированного. Полагает, что данное обстоятельство дает ему право обратиться в настоящее время с иском в суд к Правительству РФ о компенсации морального вреда в сумме, эквивалентной взысканной Европейским Судом по правам человека (л.д. 2).

В судебном заседании истец Цейтлер В.А., его представитель Цейтлер Л.А. поддержали исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям (л.д. 22-23).

Представитель ответчика, будучи извещенным о месте и времени судебного разбирательства должным образом (л.д. 18), в суд не явился, доказательств отсутствия по уважительной причине не представил, ходатайства об отложении слушания дела не заявил.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как установлено по делу, истец Цейтлер В.А. предъявляет требования к Правительству Российской Федерации о компенсации ему морального вреда как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения матери, необоснованного репрессированной по политическим мотивам, подвергнутому в административном порядке высылке, и впоследствии реабилитированного в 1956 году.

В обоснование своей позиции Цейтлер В.А. представил в материалы дела:

- свидетельство о рождении , согласно которого его родителями являются: ЦМ и ЦА (л.д. 3);

- копию свидетельства , выданного ему в июле 1998 г. бессрочно на получение льгот, установленных Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» ( л.д. 20),

- справку УВД Красноярского края от 20.09.1993 г. о том, что он, в соответствии с Указом ПВС СССР от 28.08.1941 года был выселен в сентябре 1941 г. из Саратовской области в Минусинский р-он Красноярского края. Взят на спецучет 28.10.1952 г. по достижении 16-летнего возраста. От спецпоседения освобожден 21 января 1956 г. на основании Указа ПВС СССР от 13.12.1955 г. (л.д. 9);

- справку УВД Красноярского края от 21.03.1995 г. о реабилитации Цейтлера В.А. на основании п. «В» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» ( л.д. 12);

Иных доказательств своих нравственных страданий истцом не представлено.

Правоотношения государства и реабилитированных лиц, к каковым безусловно относится истец Цейтлер В.А., регулируются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", действующим в настоящее время в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, который не предусматривает прямых положений о возмещении данным лицам компенсации морального вреда.

Вместе с тем, реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.

Исходя из того, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих Определений (от 27 декабря 2005 года N 527-О, 17 октября 2006 года N 397-О, от 15 мая 2007 года N 383-О-П и др.) пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; вместе с тем следует учитывать, что законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые - в отличие от гражданского законодательства - не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что Цейтлер В.А. имеет право на льготы предоставленных ему Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", суд приходит к выводу, что государство в полном объеме исполняет свои обязательства перед реабилитированным лицом Цейтлером В.А. по возмещению не только материального, но и морального вреда, в связи с чем его исковые требования удовлетворению не подлежат.

Ссылки Цейтлера В.А. в обоснование своей позиции на постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 2 февраля 2010 года, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04.11.1950 года, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, в связи с тем, что Российская Федерация по указанному истцом делу не являлась стороной, решение не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения и не затрагивает права и интересы граждан Российской Федерации, в отношении которых федеральными законами РФ предусмотрен иной порядок защиты их прав и законных интересов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Цейтлеру В.А. в удовлетворении исковых требований к Правительству Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра