Решение № 2-4571/2011



Дело № 2- 4571 (11).

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2011 года, Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе председательствующего судьи – Лучиной Н.Б.,

с участием истицы – Филипповой Л.В.,

представителя истицы – Хохловой Н.И., действующей на основании устного ходатайства.,

представителя ответчика – Маслак С.А, действующей на основании доверенности от 11 января 2011 года.,

при секретаре – Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Л.В. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и об установлении права на досрочную пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л

Филиппова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Ачинску и Ачинскому району об установлении права на пенсию в льготном исчислении, в связи с педагогической деятельностью, мотивируя свои требования тем, что УПФ РФ г.Ачинска и Ачинского района неправомерно отказало ей зачесть в стаж работы для назначении пенсии за выслугу лет в льготном исчислении период ее работы с 02 октября 2000 года по 30 декабря 2003 года в Центре социальной помощи семьи и детям, поскольку данное учреждение не предусмотрено списками учреждений, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и №1067 от 29 октября 2002 года № 781.

Свои требования истица мотивировала тем, что 12 сентября 2011 года она обратилась в пенсионный фонд с вопросом о назначении ей досрочной пенсии, связанной с педагогической деятельностью. Однако, решением комиссии от 10 октября 2011 года, ей было отказано в назначении пенсии по вышеуказанным основаниям. С данным отказом она не согласна, поскольку Центр социальной помощи семьи и детям, в котором она работала в спорный период времени, являлся одним из учреждений социального обслуживания, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних детей, который предусмотрен п.1 и 1.13 подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях». В основе деятельности Центра лежали цели по оказанию помощи детям, находящихся в трудной жизненной ситуации ( безнадзорным детям, детям из неполных семей, из малообеспеченных семей, состоящие на учете в КДН), а также семьям, находящимся в социально опасном положении. На базе одного из структурных подразделений Центра – отделения психолого-педагогической помощи были созданы группы дневного и стационарного пребывания для детей, в которых создавались условия, приближенные к домашним, организовывалось бесплатное питание, оказывалась психолого-педагогическая помощь. Специалисты центра при этом составляли индивидуальные и групповые программы социальной реабилитации несовершеннолетних, которые реализовывались посредством воспитателей. Таким образом, истица полагает, что работая в должности воспитателя, непосредственно осуществляла педагогическую деятельность, выполнение которой было сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером данного вида деятельности, получая доплату к заработной плате. После увольнения из данного центра, она была принята на работу воспитателем в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ястребовский». Однако, данный период работы у ответчика не вызывает сомнений, хотя оба данных учреждения являются однотипными, в которых она выполняла одну и ту же работу в должности воспитателя, работая с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, считает отказ в назначении пенсии по выслуге лет – незаконным, просит обязать Управление пенсионного фонда назначить ей пенсию с момента ее обращения в ГУ УПРФ по г.Ачинску и Ачинскому району. (л.д.3-4).

В судебном заседании истица Филиппова Л.В. и ее представитель Хохлова Н.И. поддержали исковые требования по аналогичным мотивам, указанным в иске, при этом истица дополнила свои возражения в той части, что она в 1986 году закончила одногодичные курсы в педагогическом классе, согласно которых ей была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», иного специального педагогического образования она не имеет. 02 октября 2000 года она была переведена из Малиновского детского сада воспитателем в Центр социальной помощи семьи и детям, в котором первоначально было создано дневное отделение по работе с несовершеннолетними детьми, а затем стационарное отделение, в котором она работала по сменному графику смен с 20 часов вечера до 08 часов утра. При этом, в ее должностные обязанности входила работа с детьми, которые помещались в данный центр не менее, чем на 21 день. Детям она организовывала досуг, проводила с ними мероприятия, оказывала помощь в подготовке уроков, заданий на дом, водила детей в школу, вела кружки. Весь реабилитационный период времени, дети проживали в Центре. Ею составлялись тематические платы работ, которые она передавала для утверждения заведующей стационарного отделения. При этом перед Гороно у нее отсутствовала какая-либо отчетность. Затем, на базе центра социальной помощи семьи и детям, было создано муниципальное учреждение, в работе которого ничего не изменилось. С 01 января 2004 года она стала работать в СРЦН «Ястребовский» для несовершеннолетних» на должности воспитателя, в котором функции воспитателя совпадали с работой в центре социальной помощи семьи и детям Ачинского района.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда

в г.Ачинске и Ачинском районе – Маслак С.А.., против иска возражала полностью, представив письменный отзыв, но при этом дополнила, что условия установления права на пенсию в льготном исчислении на указанные истцом периодов работы в заявлении, в связи с педагогической деятельностью для истца еще не наступили, поскольку согласно действующему пенсионному законодательству, в стаж работы для начисления досрочной пенсии может быть зачтена работа в учреждениях, поименованных Списком, утвержденных Правительством РФ. С 01 января 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. Кроме того, согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, период работы истицы в спорный период времени указан работодателем не как период работы в особых условиях, подтверждая факт отсутствия у истицы особых условий ее труда. В связи с данными обстоятельствами, просила в удовлетворении иска отказать. (л.д. 32).

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 (ч.2) Конституции РФ устанавливаются законом.

Согласно подп.19 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждается Правительством РФ.

Правительством РФ было принято Постановление от 29.10.2002 года № 781, в соответствии с которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этим, работа в должностях, указанных в п.1 «Правил исчисления периодов работы…», раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.1.1.-1.13 раздела «Наименований учреждений» Списка, в котором перечислены виды учреждений социального обслуживания, среди которых значится реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Детский дом интернат для умственно отсталых детей, детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

При этом Постановление от 22 сентября 1999 г. N 1067, Список от 22 сентября 1999 г. N 1067 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1067 могут применяться за периоды работы с 1 ноября 1999 г. до 1 января 2002 г.

Как установлено по делу, 16 июня 1986 года, Филиппова Л.В. получила удостоверение Министерства путей сообщения об обучении в 1985-1986 годах в одногодичном педагогическом классе при средней общеобразовательной школе и о присвоении квалификации «Воспитатель детского сада». (л.д.170 ).

02 октября 2000 года, Филиппова Л.В. на основании приказа № 17-К от 18 октября 2000 года, принята в порядке перевода на должность воспитателя в Центр социальной помощи семьи и детям, созданного при УСЗН Администрации Ачинского района, который был в последующем переименован в Муниципальное учреждение « Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям». ( л.д. 9-11, 161 ).

12 сентября 2011 года, Филиппова Л.В. обратилась в ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе с заявлением о назначении льготной трудовой пенсии(л.д.47-48).

10 октября. 2011 года, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Филипповой Л.В. было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. (л.д. 51-52).

Вместе с тем, педагогическая деятельность – это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Разработка типовых положений об образовательных учреждениях т установление образовательных цензов педагогических работников относится к функциям Минобразования России, что закреплено подп.9 п.5 и подп. 44 п.5 Положения о Министерстве образования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством РФ.

Обращаясь в суд, истица мотивировала свои исковые требования о включении спорного периода в стаж осуществления педагогической деятельности обосновывая тем, что весь спорный период времени она работая воспитателем в центре социальной помощи семьи и детям, являвшемся структурным подразделением УСЗН Администрации Ачинского района, она осуществляла педагогическую деятельность на дневном и стационарном отделении данного центра, работая с детьми, просила установить тождественность выполняемой ею функций работе воспитателя СРЦН «Ястребовский для несовершеннолетних», в связи с тем, что данные должность и учреждение поименованы Списком № 781 от 29 октября 2002 года.

В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N 197-О, определении Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 г. N 81-О возможно установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы.

Аналогичная правовая позиция изложена и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Между тем, в данном случае, истица просит установить тождественность работ на дневном и стационарном отделении в центре социальной помощи семьи и детям, который являлся структурным подразделением УСЗН Администрации Ачинского района ( а затем преобразованный в МУ «Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям») работам в учреждениях : социально реабилитационном центре для несовершеннолетних, поименованным в Списках.

Вместе с тем, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, должен являться специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые должны являться юридическими лицами.

Как видно из материалов дела, на основании Постановления Администрации Ачинского района от 06 февраля 1996 года № 52, при Управлении социальной защиты Администрации Ачинского района был создан районный Центр социальной помощи семьи и детям. Постановлением от 10 апреля 1996 года утверждено Положение о данном центре, который был предназначен для комплексного обслуживания на территории района семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, с оказанием социальной помощи категорий различных групп населения. (л.д.34-45).

В дальнейшем, на основании постановления Администрации Ачинского района № 241-П от 21 июня 2002 года, утвержден Устав МУ «Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям», в соответствии с которым, деятельность центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан. Согласно п.1.1 Устава, данное учреждение является учреждением не специализированным для несовершеннолетних, на что ссылается истица в обоснование своего иска, а учреждением системы социальной защиты населения, направленное на работу по улучшению социально-экономических условий граждан. (л.д. 92, 191-192). Таким образом, данное учреждение не являлось только учреждением для детей, что видно из видов отделений, созданных в нем, также как и ранее в центре социальной помощи семьи и детям, оказывая также и иные функции по оказанию социальной помощи различным группам населения – семьям, детям и подросткам, взрослым гражданам. Согласно данного Устава, структурными подразделениями центра, являлись организационно-методическое, отделение приема граждан, консультативное, психолого-педагогической помощи, стационарное, срочного социального обслуживания, помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. (л.д. 195-199). Уставом данного центра подтверждается также наличие в муниципальном учреждении отделения дневного и стационарного пребывания несовершеннолетних.

Согласно штатных расписаний, а также лицевых счетов о начислении заработной платы Филипповой Л.В., положения о центре социальной помощи семьи и детям, Устава МУ «Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям», положений о группе дневного и стационарного пребывания видно, что данные группы для работы с несовершеннолетними являлись структурными подразделениями Центра и МУ «Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям», целью создания которых являлось оказание прежде всего социальной поддержки безнадзорным детям, организация их временного проживания, а также дальнейшее жизнеустройство и оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи. ( л.д. 22-24, 76-82, 83, 84-91, 98-99, 100-108, 109-111, 112- 126).

Следовательно, материалами дела подтверждено, что указанное отделение, созданное для работы с детьми, в котором работала истица, не являлось самостоятельным специализированным учреждением для детей и не обладало самостоятельным статусом юридического лица.

Согласно информаций о работе стационарного отделения центра социальной помощи семьи и детям, а также МУ «Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям», в стационарном отделении и центре оказывалась реабилитационная помощь не только несовершеннолетним, но и всем категориям граждан, нуждающихся в реабилитации и социальной помощи. (л.д.127-133, 134-139, 140144, 145-149, 150-153).

Обстоятельства того, что центр социальной помощи семьи и детям являлся не специализированным учреждением, созданным только для детей и не образовательным учреждением, а реабилитационным в целом для семьи и иных категорий граждан, подтвердили в судебном заседании свидетели Соломатова В.Ф., Сайфулина Т.И., Тясто Н.Г., Грязнова Н.Э.

Как видно из Устава Краевого государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ястребовский», на тождество с которым ссылается истица, данное учреждение обладает статусом юридического лица, является казенным учреждением социального обслуживания именно для несовершеннолетних. (л.д.207-217).

Согласно выписки из лицевого сета на имя Филипповой Л.В., с октября 2009 года, она значится работником Администрации Ачинского района, т.е. органа местного самоуправления, которая не относится никоим образом к специализированному учреждению для детей и с июля 2002 года, работником Ачинского РЦСПСИД, Однако, согласно данных представленных работодателями за спорный период времени, ими не указаны коды специального стажа, подтверждающих у истицы особых условий работы, дающих право для досрочного назначения пенсии. (л.д. 218-221 ).

Таким образом, фактически истица просит установить тождество работ в структурном подразделении учреждения работам в учреждении, наделенного правами юридического лица и поименованного Списками, однако такого рода тождественность установлена быть не может, поскольку законодатель, определяя в соответствующих Списках N 781 от 29.10.2002 г. требования к виду учреждений социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, с учетом особенности работы в этих учреждениях, четко регламентировал их организационную форму. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой с детьми, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

При таких обстоятельствах, включение периода работы истца в структурном подразделении Центра социальной помощи семьи и детям при УСЗН Администрации Ачинского района, а затем МУ « Ачинский районный центр социальной помощи семьи и детям» было возможно только в случае перечисления этого подразделения в п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Однако такое структурное подразделение, как дневного и стационарного Центра социальной помощи семьи и детям, где направлением работы всего Центра в целом являлась работа не только с детьми, в указанном пункте не поименовано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Филипповой Л.В. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда по г.Ачинску и Ачинскому району о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и об установлении права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Лучина Н.Б.

.