Решение № 2-4974/2011



2-4974(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 16 декабря 2010 года,

при секретаре Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюхтетского района Красноярского края в интересах ребенка-инвалида Щуревич М.В. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюхтетского района Красноярского края обратился в суд в интересах Щуревич М.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению ребенка-инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Щуревич М.В. и возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации – креслом-стулом с санитарным оснащением, противопролежневой подушкой, абсорбирующим бельем, мотивируя требования тем, что Щуревич М.В. является ребенком-инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации, а именно кресло-стул с санитарным оснащением, противопролежневая подушка, абсорбирующее белье. Для постановки на учет 16 июня 2011 года в филиал № 8 «Ачинский» были предоставлены все необходимые документы, однако на момент проверки было установлено, что на 21.11.2011 г. Щревич М.В. выдано абсорбирующее белье пеленки в количестве 90 штук, остальные технические средства Щуревич М.В. не выданы, что не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза ее здоровью (л.д. 2-4).

В судебное заседание процессуальный истец – Прокурор Тюхтетского района Красноярского края, истец Щуревич В.В., будучи уведомленными о рассмотрении дела, не явилась. В поступивших заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Комаренко А.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, пояснив, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. После поступления денежных средств с соответствующими организациями заключаются контракты на поставку средств реабилитации. Однако контракт на поставку средств технической реабилитации для Щуревич М.В. не заключался ввиду отсутствия финансирования. По мере финансирования контракт будет заключен и необходимые средства технической реабилитации Щуревич М.В. будут выданы.

Представитель третьего лица ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены, в поступившем отзыве указали, что ФГУП «Красноярское ПрОП» не занимается обеспечением инвалидов средствами медицинской реабилитации, контракты на данные средства с Фондом социального страхования РФ не заключались.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Тюхтетского района Красноярского края, заявленные в интересах ребенка-инвалида Щуревич М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются прогулочные кресла-коляски с ручным управлением.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что Щуревич М.В., является ребенком-инвалидом. 28 июля 2010 года ей повторно установлена группа инвалидности и согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка - инвалида нуждается в технических средствах реаби­литации, в том числе, в виде кресла-стула с санитарным оснащением, противопролежневой подушкой, абсорбирующим бельем. (л.д. 7, 8-11).

09 ноября 2011 года Щуревич М.В. выдано направление на получение кресла-стулья с санитарным оснащением. (л.д. 17).

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, а также факт того, что с июля 2011 года по настоящее время Щуревич М.В. без уважительным причин не обеспечена всеми средствами реабилитации, поставщик не по всем необходимым ей средствам реабилитации до настоящего времени не определен, действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению ребенка - инвалида Щуревич М.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения ее данными средствами реабилитации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о незаконности требований прокурора, поскольку данная обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на него возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами, не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, что до настоящего времени также исполнено не было.

Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий.

Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование, также не может быть принята судом как уважительность причин невозможности исполнения ими законов по не обеспечению средствами реабилитации инвалидов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению ребенка-инвалида Щуревич М.В. средствами реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением, противопролежневой подушкой, абсорбирующим бельем следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Щуревич М.В. не предоставленными средствами реабилитации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению ребенка-инвалида Щуревич М.В. техническими средствами реабилитации незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Щуревич М.В. техническими средствами реабилитации – креслом-стулом с санитарным оснащением, противопролежневой подушкой, абсорбирующим бельем, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.Б.Лучина