№ 2-4953 (2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В. с участием представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, действующего по доверенности от 16 декабря 2010 года № 82 сроком по 31 декабря 2011 года, Комаренко А.В., при секретаре Егоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района Красноярского края в интересах инвалида второй группы Самцова И.М. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническими средствами реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тюхтетского района Красноярского края обратился в суд в интересах инвалида второй группы Самцова И.М. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида второй группы Самцова И.М. техническими средствами реабилитации: ходунком с двумя колесами, с упором на предплечье; креслом-стулом с санитарным оснащением, шириной сиденья 49 см. в соответствии с нормами, установленными в индивидуальной программе реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что Самцов И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании справки серии МСЭ-2011 № является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Самцов И.М. 17 августа 2011 года обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. При проведении проверки сотрудниками прокуратуры установлено, что у Самцова И.М. направления на получение указанных технических средств реабилитации отсутствуют, до настоящего времени инвалид ими не обеспечен. Самцов И.М. обратился в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4). Процессуальный истец прокурор Тюхтетского района, извещенный о дате судебного заседания (л.д. 17), в суд не явился, в письменном заявлении просил дело рассматривать в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме (л.д. 20). Истец Самцов И.М., извещенный о дате судебного заседания (л.д. 17), в суд не явился, учитывая его состояние здоровья и отдаленность места проживания в письменном заявлении просил дело рассматривать в его отсутствие (л.д. 21). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, действующего по доверенности от 16 декабря 2010 года № 82 сроком по 31 декабря 2011 года (л.д. 18), Комаренко А.В. по исковым требованиям возражал, пояснив, что в связи с недостаточным финансированием у Фонда нет возможности своевременно обеспечить инвалида средствами технической реабилитации. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Тюхтетского района, заявленные в интересах инвалида второй группы Самцова И.М. следует удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска (п. 7). Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Из материалов дела видно, что Самцов И.М. на основании справки МСЭ-2011 № является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 7). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 637 от 26 мая 2011, Самцов И.М. нуждается в технических средствах реабилитации: ходунке с двумя колесами с упором на предплечье, кресле – стуле с санитарным оснащением пассивного типа (л.д. 10). Истец Самцов И.М. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получил с 26 мая 2011 года право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью 17 августа 2011 года Самцов И.М. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации. Согласно уведомлениям от 17 августа 2011 года, 10 октября 2011 года, документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 15). Однако на момент прокурорской проверки было установлено, что направления на получение технических средств не выданы. До настоящего времени, технические средства реабилитации в виде ходунка с двумя колесами с упором на предплечье и кресла – стула с санитарным оснащением пассивного типа Самцову И.М. не выданы, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицалось. Непредставление Самцову И.М. технических средств реабилитации не позволяет последнему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Самцова И.М. техническими средствами реабилитации в виде ходунка с двумя колесами с упором на предплечье и кресла – стула с санитарным оснащением пассивного типа следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика обеспечить инвалида указанными техническими средствами реабилитации. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что технические средства реабилитации не выданы по причине отсутствия финансирования, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Самцова И.М. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Самцова И.М. техническими средствами реабилитации: ходунком с двумя колесами с упором на предплечье, креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд. Федеральный судья: Н.В. Гудова