Дело № 2-45 (2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 января 2012 года г. Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края, в составе: председательствующего судьи Юшиной И.П. при секретаре Бычковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения « Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» о возложении обязанности устранить нарушение требований санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске (далее по тексту- Территориальный отдел в г.Ачинске, Истец), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» (далее по тексту -КГКУЗ ККПТД № 3, ответчик), юридический адрес: Красноярский край, г. Ачинск, о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, а именно возложить обязанность в срок до 01 октября 2012 года оборудовать в буфетном отделении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3 моечные ванны локальными вытяжными системами. Свои требования Территориальный отдел в г.Ачинске мотивировал тем, что поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. При проведении в период с 06.12.2010 года по 23.12.2010 года плановой выездной проверки в отношении КГКУЗ ККПТД № 3 Истцом установлено, что Ответчик не соблюдает требования санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей 23.12.2010 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - главным государственным санитарным врачом по городам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой выдано предписание КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» об устранении выявленных нарушений № 1402 со сроком исполнения до 01.11.2011 г. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, в отношении Ответчика 09.11.2011 г. проведены внеплановые мероприятия по контролю, предметом которых явилась проверка исполнения предписания от 23.12.2010 года № 1402. Однако в ходе проведения данных мероприятий было обнаружено невыполнение данного предписания к установленному сроку 01.11.2011 года, допущенное КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3», а именно не выполнен п. 1: не устранено нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ), п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) - моечные ванны, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами, в связи с этим создаются неблагоприятные условия для работников пищеблока, что влечёт угрозу возникновения воспалительных заболеваний органов дыхания и ухудшение общего самочувствия работников пищеблока КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от 09.11.2011 г. № 599 в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который с материалами административного производства по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» направлен по подведомственности для рассмотрения мировому судье. На момент предъявления настоящего искового заявления п. 2 предписание № 1402 от 23.12.2010 г. не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Согласно ст. 11 Закона юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Деятельность Ответчика связана с организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, следовательно, соблюдение вышеуказанных санитарных правил является первоочередной обязанностью Ответчика. Данные требования санитарных правил направлены на недопущение возникновения неинфекционных заболеваний людей, создание благоприятной среды обитания человека. Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. (л.д. 2-7) Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске Галин Р.Е., действующей на основании доверенности, в суд не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» главный врач Авцинова Г.Г., действующая на основании приказа № 1655-л от 26 декабря 2005 года, в судебное заседание также не явилась, ранее против заявленных исковых требований не возражала, просила предоставить отсрочку для исполнения предписания по мере поступления денежных средств. Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. "Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993, ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1995 N 163-ФЗ) в ст. 15 гласит, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Договаривающиеся Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья и обеспечение санитарно - гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических, эндемических и других заболеваний. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положение Конституции развиваются в ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, согласно Указу Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматриваются следующие основные направления деятельности, в частности, создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях. Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании установлено следующее. На основании Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Приказа Роспотребнадзора от 06.09.2006 № 308 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 23.10.2006 г., территориальный отдел является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, что отражено в обзоре Судебной практики ВС РФ за первый квартал 2004 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.06.2004 г. и 30.06.2004 г. Согласно ст. 51 ФЗ Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Представитель ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» является некоммерческой организацией для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере здравоохранения, а именно оказание специализированной помощи населению Красноярского края, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения туберкулеза и снижение заболевания (л.д.21-43) С 06.12.2010 года по 23.12.2010 года специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске была проведена плановая выездная проверка в отношении краевого государственного казённого учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» (далее по тексту - КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3»), в результате которой на объекте - буфетном отделении, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Карла Маркса, стр. 3 выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил. (л.д. 45-47) 23.12.2010 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - главным государственным санитарным врачом по городам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой выдано предписание КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3»об устранении выявленных нарушений № 1402 со сроком исполнения до 01.11.2011 г. (л.д.12-13) 09.11.2011 г. проведены внеплановые мероприятия по контролю, предметом которых явилась проверка исполнения данного предписания. Однако было обнаружено его невыполнение к установленному сроку 01.11.2011 года, допущенное КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3», а именно: не выполнен п. 1 предписания: не устранено нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ), п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) - моечные ванны, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от 09.11.2011 г. № 599 в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направлен для рассмотрения в мировой суд. (л.д. 17-20) Между тем, в соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. На основании ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Как указано в ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу п. 1.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Принимая во внимание доводы истца, (а других доказательств ответчик суду не предоставил и другие доказательства судом не установлены), суд установил, что требования Территориального отдела в г.Ачинске в части исполнения требований части 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) являются обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске удовлетворить. Обязать Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» в срок до 01 октября 2012 г. оборудовать в буфетном отделении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3 моечные ванны локальными вытяжными системами. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Юшина И.П.