2-045/2012



Дело № 2-45 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Юшиной И.П.

при секретаре Бычковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения « Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» о возложении обязанности устранить нарушение требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске (далее по тексту- Территориальный отдел в г.Ачинске, Истец), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» (далее по тексту -КГКУЗ ККПТД № 3, ответчик), юридический адрес: Красноярский край, г. Ачинск, о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, а именно возложить обязанность в срок до 01 октября 2012 года оборудовать в буфетном отделении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3 моечные ванны локальными вытяжными системами.

Свои требования Территориальный отдел в г.Ачинске мотивировал тем, что поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределен­ного круга лиц является невыполнение предписания об устранении выявлен­ных нарушений санитарного законодательства.

При проведении в период с 06.12.2010 года по 23.12.2010 года плановой выездной проверки в отношении КГКУЗ ККПТД № 3 Истцом установлено, что Ответчик не соблю­дает требования санитарного законодательства, в результате чего нарушаются за­конные права неопределенного круга лиц. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства с це­лью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболе­ваний людей 23.12.2010 года начальником территориального отдела Управ­ления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - глав­ным государственным санитарным врачом по городам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой выдано предписание КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» об устранении выявленных нарушений № 1402 со сроком исполнения до 01.11.2011 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон­троля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ осно­ванием для проведения внеплановой проверки является истечение срока ис­полнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, в отношении Ответчика 09.11.2011 г. проведены внеплановые мероприятия по контролю, предметом которых явилась проверка исполнения предписания от 23.12.2010 года № 1402.

Однако в ходе проведения данных мероприятий было обнаружено не­выполнение данного предписания к установленному сроку 01.11.2011 года, допущенное КГКУЗ «Красноярский краевой противо­туберкулёзный диспансер № 3», а именно не выполнен п. 1: не устранено нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федераль­ный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ), п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, из­готовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольст­венного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного госу­дарственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарно­го врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) - моечные ванны, являющиеся источником повышенных вы­делений влаги, тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами, в связи с этим создаются неблагоприятные условия для работников пищебло­ка, что влечёт угрозу возникновения воспалительных заболеваний органов дыхания и ухудшение общего самочувствия работников пищеблока КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3».

По факту неисполнения выданного предписания был составлен прото­кол об административном правонарушении от 09.11.2011 г. № 599 в соответ­ствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонару­шениях, который с материалами административного производства по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» направлен по подведомственности для рассмотрения мировому судье.

На момент предъявления настоящего искового заявления п. 2 предписание № 1402 от 23.12.2010 г. не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Согласно ст. 11 Закона юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Деятельность Ответчика связана с организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и дру­гих), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реали­зации населению, следовательно, соблюдение вышеуказанных санитарных правил является первоочередной обязанностью Ответчика. Данные требова­ния санитарных правил направлены на недопущение возникновения неин­фекционных заболеваний людей, создание благоприятной среды обитания человека. Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устра­нению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окру­жающую среду и охрану здоровья. (л.д. 2-7)

Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске Галин Р.Е., действующей на основании доверенности, в суд не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» главный врач Авцинова Г.Г., действующая на основании приказа № 1655-л от 26 декабря 2005 года, в судебное заседание также не явилась, ранее против заявленных исковых требований не возражала, просила предоставить отсрочку для исполнения предписания по мере поступления денежных средств.

Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

"Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993, ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1995 N 163-ФЗ) в ст. 15 гласит, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Договаривающиеся Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья и обеспечение санитарно - гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических, эндемических и других заболеваний.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстетических усло­вий его жизни.

Данные положение Конституции развиваются в ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, согласно Указу Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматриваются следующие основные направления деятельности, в частности, создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено следующее.

На основании Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Приказа Роспотребнадзора от 06.09.2006 № 308 «Об утверждении Положения об Управлении Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» Управление Роспотребнадзора по Красно­ярскому краю является территориальным органом уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске, утвержденного руко­водителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 23.10.2006 г., территориальный отдел является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека.

В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных зако­ном, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который не­возможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каж­дого из них при разрешении дела, что отражено в обзоре Судебной практики ВС РФ за первый квартал 2004 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.06.2004 г. и 30.06.2004 г.

Согласно ст. 51 ФЗ Закона главные государственные сани­тарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Представитель ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» является некоммерческой организацией для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере здравоохранения, а именно оказание специализированной помощи населению Красноярского края, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения туберкулеза и снижение заболевания (л.д.21-43)

С 06.12.2010 года по 23.12.2010 года специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске была проведена плановая выездная проверка в отношении краевого государственного казённого учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3» (далее по тексту - КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3»), в результате которой на объекте - буфетном отделении, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Карла Маркса, стр. 3 выявлены нарушения законодатель­ства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил. (л.д. 45-47)

23.12.2010 года начальником территориального отдела Управ­ления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Ачинске - глав­ным государственным санитарным врачом по городам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам Ф.Х. Адуловой выдано предписание КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3»об устранении выявленных нарушений № 1402 со сроком исполнения до 01.11.2011 г. (л.д.12-13)

09.11.2011 г. проведены внеплановые мероприятия по контролю, предметом которых явилась проверка исполнения данного предписания. Однако было обнаружено его не­выполнение к установленному сроку 01.11.2011 года, допущенное КГКУЗ «Красноярский краевой противо­туберкулёзный диспансер № 3», а именно: не выполнен п. 1 предписания: не устранено нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федераль­ный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ), п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, из­готовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольст­венного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного госу­дарственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарно­го врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) - моечные ванны, являющиеся источником повышенных вы­делений влаги, тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами

По факту неисполнения выданного предписания был составлен прото­кол об административном правонарушении от 09.11.2011 г. № 599 в соответ­ствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонару­шениях, направлен для рассмотрения в мировой суд. (л.д. 17-20)

Между тем, в соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписа­ний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государ­ственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил явля­ется обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предпри­ниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятель­ностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как указано в ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, со­оружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с са­нитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу п. 1.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных пред­принимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Фе­дерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ре­монт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществля­ются в соответствии с настоящими правилами.

Принимая во внимание доводы истца, (а других доказательств ответчик суду не предоставил и другие доказательства судом не установлены), суд установил, что требования Территориального отдела в г.Ачинске в части исполнения требований части 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, из­готовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольст­венного сырья» (в ред. Дополнения № 1, утв. Постановлением главного госу­дарственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 28 (ред. 03.05.2007 г.), Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарно­го врача РФ от 03.05.2007 г. № 25 - СП 2.3.6.2202-07) (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01) являются обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске удовлетворить.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» в срок до 01 октября 2012 г. оборудовать в буфетном отделении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулёзный диспансер № 3 моечные ванны локальными вытяжными системами.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Юшина И.П.