№ 2-115 (2012) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Юшиной И.П., при секретаре Бычковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бирилюсского района, действующего в интересах Маслаковой, к Государственному учреждению-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации о признании действий по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными и возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бирилюсского района, действующий в интересах Маслаковой Н.Н., обратился в суд к Государственному учреждению-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, об обязывании выдать инвалиду Маслаковой Н.Н. технические средства реабилитации в виде телефонного устройства с текстовым выходом, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторы звука световые, сигнализаторы звука вибрационные, а также оказание услуг по сурдопереводу. Исковые требования мотивированы тем, что Маслакова Н.Н. на основании справки серии МСЭ является, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации, о чем свидетельствует ИПР инвалида от 30 июня 2011 года. Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, поставил на учет, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, направление выдано, на основании чего прокурор обратился с указанным заявлением в суд. (л.д. 2-4). Истец Маслакова Н.Н. и прокурор, извещенные о дате судебного заседания, в суд не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.(л.д. 22,23) Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующей по доверенности (л.д. 20), в суд не явился, надлежащим образом извещен, причины неявки суду не сообщил. Ранее по заявленным исковым требованиям возражал в полном объеме, пояснил, что ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. Истец ошибочно полагает, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. №101, которое определяет его статус, задачи, пути направления его средств. Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования, установлен целевой характер использования денежных средств Фонда и определены направления их расходования. В соответствии с Федеральным законом от 24.05.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки инвалидов, касающиеся предоставления им технических средств реабилитации, отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется только за счет средств федерального бюджета. В связи с этим обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством и в пределах денежных средств, выделенных отделению Фонда на эти цели. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится Фондом социального страхования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, утвердившим Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета (а не за счет собственных средств, с последующим возмещением из бюджета), а также в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005г. №94-ФЗ. В соответствии с Правилами финансирование предусмотренных расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования РФ, при этом никакие другие источники финансирования действующим законодательством не допускается. Следовательно, по мере финансирования из федерального бюджета на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению Государственных контрактов на поставку (изготовление) гражданам льготной категории технических средств реабилитации, оформить направления на получение (изготовление) TCP в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенного Государственного контракта. 30.06.2011г. Маслакова Н.Н. получила индивидуальную программу реабилитации, а в Филиал с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации согласно указанной индивидуальной программы обратилась только через 2 месяца, 24.08.2011г. В этот же день ей было выдано лично под роспись уведомление о постановке на учет. Кроме уведомления, Маслаковой Н.Н. также было выдано лично под роспись направление №3292 от 24.08.2011г. на получение услуг по сурдопереводу, с которым гражданин непосредственно сам должен обращаться за оказанием услуг. Как уже указывалось выше, Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. В отношении сигнализаторов звука светового и вибрационного отделением Фонда заключен Государственный контракт с ООО "Вибратон" (г.Тула) и оформлены направления от 23.12.2011г. №4934 и №4939 соответственно со сроком действия до 01.07.2012г. На предоставление телефонного устройства с текстовым выходом заключен Государственный контракт с ООО "КрасПромИнвест" (г.Красноярск) и оформлено направление от 27.12.2011г. №4950 со сроком действия до 01.07.2012г. Согласно условиям контракта, именно на поставщиках лежит обязанность по непосредственному предоставлению Маслаковой Н.Н. технических средств реабилитации. Что касается телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации данного вида. По мере заключения контракта, организация-поставщик выигравшая конкурс обеспечит Маслакову Н.Н. указанным средством реабилитации. (л.д. 31-32) Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Маслаковой Н.Н., следует удовлетворить частично по следующим основаниям. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета. Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1 статьи 11). Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11). Таким образом, обеспечение инвалида конкретным техническим средством, равно как и компенсация в размере стоимости технического средства осуществляется исключительно в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с п.п. 3, 15(1) Правил существуют две формы порядка обеспечения инвалидов ТСР: путем оформления направления уполномоченным органом для последующего получения инвалидом ТСР у поставщика; и самостоятельное приобретение инвалидом ТСР с последующей выплатой компенсации уполномоченным органом фактически понесенных расходов на основании документов, подтверждающих эти расходы. Полномочия ответчика, согласно п.п. 5, 15.(1) Правил, обязанности ответчика определены следующим: провести конкурс поставщиков ТСР, в пределах утвержденных федеральным законодателем ассигнований, заключить государственный контракт с организациями-поставщиками ТСР, выписать инвалиду направление на получение ТСР, оплатить организациям-поставщикам стоимость выданных ими по направлениями ТСР, произвести оплату компенсаций за самостоятельно приобретенные инвалидом ТСР. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Из материалов дела видно, что Маслакова Н.Н., является. (л.д.12) Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Красноярская краевая детская больница» от 16 мая 2011 года Маслакова Н.Н. имеет диагноз « », нуждается в технических средствах реабилитации. (л.д. 16) Из индивидуальной программы реабилитации инвалида № 887 от 30 июня 2011 года Маслакова Н.Н. видно, что последняя нуждается в технических средствах реабилитации –слуховой аппарат, телефонное устройство с текстовым выходом, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторы звука вибрационные и световые, а также нуждается в услугах сурдоперевода (40 часов в год). Срок проведения реабилитации с 30 июня 2011 года по 01 июля 2012 (л.д. 9). 24 августа 2011 года Маслакова Н.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении данных средств, этим же числом ей было выдано уведомление о том, что поставлена на учет в филиале № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. (л.д. 5,6), и получила лично направление в Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов–«Всероссийское общество глухих» в г. Красноярск для оказания услуг по сурдопереводу. (л.д. 33) Из Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 N 608 (ред. от 08.04.2011) "О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета" следует, что предоставление инвалидам услуг по сурдопереводу осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.Услуги по сурдопереводу предоставляются инвалиду в количестве до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде, исчисляемом начиная с даты подачи заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Неиспользованные часы сурдоперевода денежной выплатой не компенсируются. Отказ инвалида от предоставления услуг по сурдопереводу, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, не дает ему права на получение компенсации. Заявление о предоставлении услуг по сурдопереводу подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил, рассматривает его, ставит инвалида на учет по предоставлению услуг по сурдопереводу и выдает (по желанию инвалида высылает) ему направление в организацию, предоставляющую услуги по сурдопереводу, отобранную уполномоченным органом в установленном порядке, на получение указанных услуг. В случае если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации право на получение услуг по сурдопереводу реализовано инвалидом самостоятельно (за счет собственных средств), то ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости данных услуг, предоставляемых организацией, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке, исходя из количества часов сурдоперевода и периода их предоставления, указанных в пункте 3 настоящих Правил. Порядок выплаты компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов о размере компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Из материалов дела установлено, что Маслакова Н.Н. не обращалась после получения направления к организации-поставщику об оказании услуг по сурдопереводу. Непосредственное оказание данных услуг осуществляется организацией-поставщиком, с которыми Фонд заключил государственный контракт. Заключение государственного контракта на поставку ТСР влечет для организации-поставщика обязанность по обеспечению каждого инвалида, предъявившего направление Фонда, выдать необходимое ТСР. За отказ организации-поставщика выдать инвалиду необходимое ТСР ответственность не может быть возложена на Фонд. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. Таким образом, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об отказе указанных в направлении «Всероссийского общества глухих» в оказание услуг по сурдопереводу, наличие доказательств о том, что Маслакова в указанные организации не обращалась, суд считает, что отказ в удовлетворении исковых требований прокурор в части не оказания Маслаковой услуг по сурдопереводу не противоречит положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам. В настоящее время истцами не предоставлены доказательства о наличии причин, препятствующих инвалиду самостоятельно по направлению обратиться в общество для получения услуг по сурдопереводу. Более того, в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом для осуществления проезда. 23 декабря 2011 года в отношении Маслаковой оформлены направления о получении сигнализаторов звука светового и вибрационного, отделением Фонда заключен Государственный контракт с ООО "Вибратон" (г.Тула) со сроком действия до 01.07.2012г. (л.д. 34,35) На предоставление телефонного устройства с текстовым выходом заключен Государственный контракт с ООО "КрасПромИнвест" (г.Красноярск) и оформлено направление от 27.12.2011г. №4950 со сроком действия до 01.07.2012г. Согласно условиям контракта, именно на поставщиках лежит обязанность по непосредственному предоставлению Маслаковой Н.Н. технических средств реабилитации. (л.д. 36) Что касается телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, ответчика не отрицал, что государственный контракт на поставку технических средств реабилитации данного вида не заключен. По мере заключения контракта, организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит Маслакову Н.Н. указанным средством реабилитации. Между тем, в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со статьями 10, 11.1 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Принимая во внимание, что Маслакова Н.Н. состоит на учете в качестве нуждающийся в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается ее право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий. Таким образом, требования прокурора о наличии с 30 июня 2011 года у Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обязанности по предоставлению инвалиду технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным. Суд не может согласиться с доводами ответчика об освобождении их от исполнения указанных обязанностей со ссылкой на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Маслаковой Н.Н. техническими средствами реабилитации в виде телефонного устройства с текстовым выходом, телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторами звука светового и вибрационного следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика выдать техническое средство реабилитации инвалида. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалидов, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Бирилюсского района, действующего в интересах Маслаковой, удовлетворить частично. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Маслаковой техническими средствами реабилитации в виде телефонного устройства с текстовым выходом, телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторами звука светового и вибрационного незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Маслакову техническим средством реабилитации в виде телефонного устройства с текстовым выходом, телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторами звука светового и вибрационного в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Федеральный судья Юшина И.П.