№ 2- 4600 (2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В., с участием истца Косныревой Л.Н., ее представителя, допущенного в судебное заседание по устному ходатайству Белуткиной М.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края, действующей по доверенности УПФР в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края, действующей по доверенности от 11.01.2011 года сроком по 31.12.2011 года Маслак С. А., при секретаре Егоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косныревой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края об установлении права на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, У С Т А Н О В И Л : Коснырева Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края ( далее УПФР в г. Ачинске) включить в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работ: с 15.09.1992 по 12.02.1999 заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 13.02.1999 по 26.02.1999 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 27.02.1999 пo 02.08.2000 заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2,с 31.05.2004 по 11.06.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1; с 11.10.2004 по 16.10.2004 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1, с 23.11.2004 пo 26.11.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом- фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1. Исковые требования мотивированы тем, что решением от 19 сентября 2011 года ей необоснованно отказали в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа, в связи с чем истец Коснырева Л.Н. вынуждена обратиться в суд. ( л.д. 2,23) В судебном заседании истец Коснырева Л.Н. ее представитель, допущенная в судебное заседание по устному ходатайству истца Белуткина М.В. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика УПФР в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края, действующая по доверенности от 11.01.2011 года сроком по 31.12.2011 года (л.д. 24) Маслак С.А. по иску возражала, представив письменные возражения (л.д.13-14 ). Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании решения Комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ ГУ в г Ачинске и Ачинском районе Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц от 19 сентября 2011 года истцу Косныревой Л.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, согласно расчету с учетом норм постановления Конституционного суда РФ от 29.01. 2004 года №2-П продолжительность стажа для назначения пенсии составляет 25 лет 04 месяца 19 дней ( л.д. 15-16). Не приняты к зачету периоды работы с 15.09.1992 по 12.02.1999 ( 06 лет 04мес.28 ден.); заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 13.02.1999 по 26.02.1999 ( 00-00-13дн.) – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2; с 27.02.1999 пo 02.08.2000 ( 01-05-06 дн) заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 ; с 31.05.2004 по 11.06.2004 ( 00-00-11 дн) –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1; с 11.10.2004 по 16.10.2004 ( 00-00-04дн) – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1, с 23.11.2004 пo 26.11.2004 ( 00-00-04 дн.) –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом- фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1 ( л.д. 15-16) Суд считает, что вышеуказанные периоды работы и нахождения истца на курсах повышения квалификации необоснованно ответчиком не зачтены в льготный стаж для назначения досрочной пенсии, исходя из нижеследующего. В соответствии с Постановлением Правительства от 29.10 2002г. № 781 право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности имеют лица, работающие в должности и в учреждениях, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным настоящим постановлением. Порядок назначения пенсии по указанной выше позиции регулируется Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Список) (п. 3 ст. 28 Федерального Закона № 173 –ФЗ от 17.12.2001 г.), и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. При установлении пенсии до 1 января 2002 г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Статьей 81 указанного Закона, предусмотрено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. При этом Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей..» (далее – Список № 464) утвержден Список в соответствии с которым, работа в должностях и учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 81. Данный Список применяется к периодам до 01.11.1999 г. и предусматривает право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет. К периоду работы до 1 ноября 1999 г. требование занятости на полную ставку (кроме главной медицинской сестры) Правилами не установлено. С 01.11.1999 г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой пo охране здоровья населения» (далее — Список № 1066). В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения назначается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения / организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной / деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Период работы в должности заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск – 2 с 15.09.1992 по 12.02.1999 года и с 27.02.1999 года по 02.08. 2000 года Как видно из материалов дела истец Коснырева Л.Н. в 1978 году окончила Ачинское медицинское училище по специальности фельдшер, что подтверждается копией диплома Я № 812419 от 28.02.1978 года ( л.д. 109) Согласно сведениям о работе в трудовой книжке с 01 августа 1982 года по 14 сентября 1992 года Коснырева Л.Н. была принята на работу в качестве заведующей в здравпункт Локомотивного депо ст. Ачинск-2 в Отделенческой больнице станции Ачинск – 1 ( л.д. 5-7) Указанный период работы в названной должности был включен в стаж при оценке пенсионных прав истца ( л.д. 15-16) В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании Приказа начальника Красноярской железной дороги от 09.07.1992 года № 88- Н фельдшерский здравпункт, входивший в штат «Отделенческая больницы на станции Ачинск-1», находившийся по месторасположению в локомотивном депо на станции Ачинск-2, был передан в штаты предприятиям, в которых они были размещены, т.е. в Локомотивное депо на станции Ачинск-2. Медицинские работники, находившиеся в штате «Отделенческая больницы на станции Ачинск1», были уволены переводом и приняты на работу в штат в Локомотивного депо на станции Ачингск-2 ( л.д. 91-92) Между тем, согласно пункта 1 приказа начальника Красноярской железной дороги от 09.07.1992 года обеспечение инструктивно-методическим руководством по лечебно-профилактическим вопросам было возложено на врачебно-санитарную службу в лице «Отделенческая больницы на станции Ачинск-1». На основании данного распоряжения «Отделенческая больница на станции Ачинск-1» было разработаны документы для здравпункта Локомотивного депо на станции Ачинск-2: Положение о здравпункте; Должностные инструкции для работников здравпункта, что объективно подтверждается сообщение и.о. главного врача негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Ачинск ОАО «РЖД» ( л.д. 85) В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ "Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования" от 23.06.1994 года за N 130 в целях повышения медицинского контроля за состоянием здоровья трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи были утверждены: Положение о медико-санитарной части (Приложение 1); Положение о враче-терапевте участковом цехового врачебного участка (Приложение 2); Положение о врачебном здравпункте (Приложение 3); Положение о враче здравпункта (Приложение 4); Положение о фельдшерском здравпункте (Приложение 5); Положение о фельдшере здравпункта (Приложение 6). Ранее действовал Приказ Министерства здравоохранения СССР от 3.01.1978 года N 12 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта" ( л.д. 93-98) Согласно Примечанию к единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7.10.2005 года N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Таким образом, здравпункты (независимо от того являются они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями организаций) отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения. Деятельность здравпункта регламентирована Положением о здравпункте. Исходя из должностной инструкции заведующего фельдшерским здравпунктом- фельдшера Локомотивного депо на ст. Ачинск – 2 от 11. 01. 2009 года № 84, Положения о фельдшерском здравпункте, утвержденного главным врачом НУЗ Отделенческая поликлиника на ст. Ачинск ОАО РЖД от 11.01.2009 года можно сделать вывод о том, что те задачи и функции, которые выполнялись здравпунктом Локомотивного депо ст. Ачинск – 2 , полностью совпадают с задачами и функциями, которые установлены для фельдшерского здравпункта в соответствии с Положением о нем, утвержденным названным выше Приказом Минздравпрома от 23.06.1994 года N 130, и определены в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Как усматривается из материалов дела истец Коснырева Л.Н., работая заведующей здравпунктом Локомотивного депо ст. Ачинск-2, помимо хозяйственно- административных обязанностей фактически выполняла работу по должности заведующая здравпунктом- фельдшер при оказании доврачебной медицинской помощи, транспортировки больных и пострадавших, проведения предрейсовых осмотров, проведения профилактических мероприятий. Согласно сообщения и.о. главного врача негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Ачинск ОАО «РЖД» от 19.12.2011 года за № 146 вся отчетно- учетная документация по здравпункту Локомотивного депо ст. Ачинск – 2, в том числе осмотр больных по нозологии; проведение профилактических мероприятий (прививки, беседы, оформление санбюллетеней); доврачебная помощь; экспертиза допуска в рейс; работа с группой риска; - работа с лицами, находящимися на диспансерном учете предоставлялась для учета в «Отделенческую больницу на станции Ачинск-1» для суммирования в полный годовой отчет по больнице ( л.д. 85) То обстоятельство, что в спорные периоды работа Косныревой Л.Н. была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, при этом истец работала на полную ставку, полный рабочий день объективно подтверждаются представленными в материала дела первичными документами: выписками из штатного расписания Локомотивного депо Ачинск- 2 за 1992, 1993, 1994,1995,1996,1997,1998, 1999,2000 годы, из которых следует в здравпункте локомотивного депо работали только фельдшеры, из числа которых истец была назначена на должность заведующей здравпунктом ( л.д. 37-46), лицевыми счетами по заработной плате на имя Косныревой Л.П., из которых видно, что истцу производилась дополнительная оплата за дежурство в ночные смены как медицинскому работнику ( л.д. 47- 63), приказом №165 от 11 февраля 1999 года о направлении в командировку на повышение квалификации истца как фельдшера здравпунктом ( л.д. 99), приказом № 186 от 17.02.1999 года о возложении обязанностей заведующей здравпунктом при временном отсутствии истца на другого фельдшера здравпункта, что свидетельствует об их заменяемости ( л.д. 100), приказами начальника Локомотивного депо Ачинск – 2 Красноярской железной дороги за № 969 от 12.09. 1998 года, за № 423 от 13.04.1999 года «О порядке явки на работу, выдачи маршрутов машиниста, прохождении медицинского осмотра локомотивными бригадами депо Ачинск-2», из которых следует, что прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров и инструктажа предусматривалось проходить работникам предприятия в мед. пунктах при депо, работающих круглосуточно и без выходных ( л.д. 110-112, 113- 115) 02 августа 2000 года Коснырева Л.Н. на основании приказа начальника дороги № 46 от 28.03.2000 года уволена переводом в отделенческую больницу ст. Ачинск-1 и принята в качестве заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск-2. С указанной даты период работы в названной должности включен в стаж при оценке пенсионных прав истца. Однако из объяснений истца следует, что ее место работы, характер и объем выполняемой работы остался без изменений по сравнению с периодом работы, который не засчитан в стаж для назначения досрочной пенсии. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что допущенные неточности в формулировке наименования должности, учреждения, которые были допущены работодателем при оформлении документов, трудовой книжки, произошли не по вине истца, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повешения квалификации с отрывом от производства с 13.02.1999 по 26.02.1999 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 31.05.2004 по 11.06.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1; с 11.10.2004 по 16.10.2004 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1, с 23.11.2004 пo 26.11.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом- фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях». Ранее действовавшим Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» № 1397 от 17.12.1959 года также предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности. Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников по правилам п. 4 ст. 196 ТК РФ. На основании Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 года №30 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы ( услуги), не реже одного раза в пять лет ( подп. д) п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности). Вышеуказанные требования закона означают, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации - является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из материалов дела видно, что истец Коснырева Л.Н. направлялась на курсы повышения квалификации с отрывом от производства по теме «Лечебное дело» по приказу № 165 от 12.02.1999 года с 13.02.1999 года по 26.02.1999 года ( л.д. 95,99), на курсы повышения квалификации в Красноярскую медакадемию на тематическое усовершенствование «Медицинское освидетельствование состояния алкогольного опьянения» сроком с 11.10.2004 года по 16.10.2004 года по приказу № 182-А от 08.10.2004 года ( л.д. 102) ; на курсы повышения квалификации на сертификационные курсы усовершенствования по циклу «предрейсовые медицинские осмотры» с 31.05.2004 по 11.06.2004 года по приказу № 104 от 26.05.2004 года ( л.д. 104); на курсы повышения квалификации с целью обучения работе с системой АСПО с 23.11.2004 года по 26.11.2004 года по приказу №221 от 22.11.2004 года ( л.д. 103). В указанный периоды времени истец Коснырева Л.Н. прошла обучение в полном объеме, что подтверждается сертификатом о прохождении обучения по специальности лечебное дело ( л.д.30, 107), удостоверениями о прохождении квалификации к диплому ( л.д. 108) удостоверением о краткосрочном повышении квалификации ( л.д. 31, 32 ) За все время повышения квалификации ( усовершенствования) за работником за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы, сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, данные периоды работы являются страховыми, и они подлежат к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что режим труда и отдыха, место трудовой деятельности, трудовые функции, характеристики условий труда, специальность, квалификация, должность и другие существенные условия труда по сути свидетельствуют о том, что истец Коснырева Л.Н. исполняла трудовые функции врачебной деятельности, общий стаж работы истца на 25. 07.2011 года ( дата обращения с заявлением ( л.д. 18-19) с учетом оспариваемых периодов составляет более 30 лет, в связи с чем требования истца о назначении досрочной пенсии подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края включить в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Косныревой Л.Н. с 15.09.1992 по 12.02.1999 заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 13.02.1999 по 26.02.1999 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2, с 27.02.1999 пo 02.08.2000 заведующая в здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2,с 31.05.2004 по 11.06.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1; с 11.10.2004 по 16.10.2004 – курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1, с 23.11.2004 пo 26.11.2004 –курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период работы в должности заведующей здравпунктом- фельдшер в фельдшерском здравпункте Локомотивного депо ст. Ачинск -2 в Отделенческой больнице станции Ачинск-1 Назначить Косныревой Л.Н. пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом вышеуказанных периодов с 25 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья: Н.В.Гудова