2-139(2012) Именем Российской Федерации 11 января 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б., представителя ответчика Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 147 от 19 декабря 2011 года, при секретаре Бугаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах ребенка-инвалида Аболмасова М.В. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Бирилюсского района Красноярского края обратился в суд в интересах Аболмасова М.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению ребенка-инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Аболмасова М.В. и возложении обязанности обеспечить средствами технической реабилитации – опорами (ходунками, манежами, рамой, палеи-опоры), ортопедической обувью, туторами на всю ногу, памперсами (подгузниками). Истцом мотивированы исковые требования тем, что Аболмасов М.В. является ребенком-инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации, согласно программе индивидуальной реабилитации. Для постановки на учет, 10 мая 2011 года в филиал № 8 «Ачинский», Аболмасой Е.О. были предоставлены все необходимые документы. Однако на момент проверки было установлено, что необходимые технические средства медицинской реабилитации Аболмасову М.В. не выданы, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза его здоровью (л.д. 2-4). В судебное заседание процессуальный истец – Прокурор Бирилюсского района Красноярского края, законный представитель Аболмасова М.В. – Аболмасова Е.О.., будучи уведомленными о рассмотрении дела, не явились. В поступивших заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. (л.д.29, 30, 42). Представитель ответчика Комаренко А.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, пояснив, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. После поступления денежных средств с соответствующими организациями заключаются контракты на поставку средств реабилитации. На момент рассмотрения дела в суде, Аболмасов М.В. не обеспечен средствами технической реабилитации только в виде ходунков, на получение и изготовление обуви ортопедической Аболмасовой Е.О. выданы направления. Однако, почему они не изготовлены до настоящего времени, он пояснить не может. При этом, просит учесть, что данный вид обуви изготавливается индивидуально для каждого инвалида. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края, заявленные в интересах ребенка-инвалида Аболмасова М.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются прогулочные кресла-коляски с ручным управлением. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Аболмасов М.В., является ребенком-инвалидом второй группы. 07 октября 2010 года Аболмасову М.В. повторно установлена группа инвалидности и согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка – инвалида, он нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, в виде опор (ходунками, манежами, рамой, палеи-опоры), ортопедической обуви, туторов на всю ногу, памперсами (подгузниками). (л.д.12-14). 10 мая 2011 года Аболмасовой Е.О. – законному представителю Аболмасова М.В. выданы направления на получение технических средств реабилитации. (л.д. 7-11). Согласно актов сдачи приемки товаров, Аболмасовой Е.О. на момент рассмотрения дела в суде получены – подгузники, малодетские ботинки, туторы. При этом, согласно телефонограммы, полученной от Аболмасовой Е.О. ею подтвержден факт получения данных средств реабилитации и изготовления ортопедической обуви, кроме двух ходунков - опор для ходьбы и ползанья. (л.д.37-40, 44). В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, а также факт того, что с мая 2011 года по настоящее время Аболмасов М.В. без уважительным причин не обеспечен всеми средствами реабилитации, поставщик не по всем необходимым ей средствам реабилитации до настоящего времени не определен, действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению ребенка - инвалида Аболмасова М.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения его данными средствами реабилитации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о незаконности требований прокурора, поскольку данная обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на него возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами, не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, что до настоящего времени также исполнено не было. Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий. Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование, также не может быть принята судом как уважительность причин невозможности исполнения ими законов по не обеспечению средствами реабилитации инвалидов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по частичному не обеспечению ребенка-инвалида Аболмасова М.В. средствами реабилитации в виде ходунков и опор, предназначенных для ползанья, следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Аболмасова М.В. не предоставленными средствами реабилитации. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению ребенка-инвалида Аболмасова М.В. техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Аболмасова М.В. техническими средствами реабилитации – ходунками -опорами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.