Дело 2-85\2012



Дело № 2 - 85 (2012)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А.,

истицы – Жуковой С.С.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Жуковой к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Ачинский межрайонный прокурор обратился в интересах Жуковой Сании Сергеевне к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что Жукова С.С. является лицом из числа детей-сирот, мать которой лишена родительских прав, а сведения об отце записаны со слов матери. Жукова была определена в государственное учреждение, где находилась на полном государственном обеспечении. Никакого жилья за ней закреплено не было по причине его отсутствия. С 2007 по 2010 г Жукова обучалась в Профессиональном лицее № 46, находилась на гособеспечении. После окончания лицея администрацией города Ачинска жилое помещение на условиях социального найма ей не было предоставлено. Она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, порядковый номер ее очереди в едином списке – 1162.

Своевременно, за год до окончания образовательного учреждения Жукова на учет по вопросу обеспечения жильем в Министерство образования и науки Красноярского края поставлена не была, несмотря на то, что право на получение жилья у последней возникло после выпуска из детского дома. В настоящее время право Жуковой на получение жилого помещения не реализовано.

Просит обязать администрацию города Ачинска предоставить по договору социального найма Жуковой С.С. за счет средств краевого бюджета изолированное, благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в городе Ачинске (л.д. 2-4).

Представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Истица Жукова С.С. заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что неоднократно обращалась в администрацию города Ачинска по вопросу постановки на учет, по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу из категории детей-сирот, но ей было отказано. Когда она училась в Профессиональном лицее, то жила в предоставленном ей общежитии. Однако, после окончания учебы она стала проживать у подруг, поскольку вообще никакого жилья не имеет, также как и регистрации по месту жительства, поскольку прописаться ей совершенно некуда.

За ней не закреплялось никакого жилого помещения после лишения матери родительских прав, потому что не было жилья. Они с матерью проживали в общежитии № 27 в микрорайоне 1 города Ачинска. В администрации города Ачинска в настоящее время она состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации города Ачинска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил.

Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края - в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, представил письменные возражения относительно заявленных исковых требований, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 46-58).

В связи с тем, что ответчик и третье лицо извещены о дне рассмотрения дела надлежащим образом, суд полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав истцов, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

В соответствии с ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим кодексом.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

ч.1 ст. 671 ГК РФ предусматривает, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Как следует из ч.1 ст. 673 ГК РФ, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.

Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

Однако, в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно п. 2 Приложения № 4 «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг (с последующими изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Как следует из приложения № 1 к данному Указу Губернатора в соответствии с указанным в приложении Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта (приложение № 4 к данному Указу Губернатора).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 г. № 3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.) утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек- однокомнатная квартира.

Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.

Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (с изм. и доп.) установлено, что исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения.

Приложение № 1 к данному закону об утверждении перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления – утратило силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица Жукова, родившаяся 1986 года (л.д. 14), остался без попечения родителей в 1996 году. Поскольку ее мать – Жукова по решению Ачинского городского суда от 18 июня 1996 года была лишена родительских прав в отношении истицы (л.д. 20). Сведения об отце в свидетельстве о рождении истицы записаны со слов матери, что подтверждается справкой о рождении, выданной Ачинским территориальным отделом управления записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края (л.д. 20).

В связи с утратой родительского попечения Жукова, на основании постановления Администрации города Ачинска была определена в МОУ «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение (л.д. 18).

После выпуска из школы-интерната Жукова С.С. обучалась на очном отделении в Государственном образовательном учреждении «Профессиональный лицей № 46» с 01 сентября 2004 года по 24 марта 2005 года; с 2007 года по 01 июля 2010 года (л.д. 11,12).

В период обучения в лицеи истица проживала в общежитии ГОУ «Профессиональный лицей № 46» по адресу г. Ачинск, квартал Политехникума, д. 1, и там же была зарегистрирована по месту жительства (л.д. 15, 19).

На момент утраты Жуковой С.С. родительского попечения не имелось никакого жилья, которое могло бы быть за ней закреплено. Некоторое время истица и ее мать жили у бабушки истицы в с. Белый Яр Ачинского района. Последним местом жительства истицы вместе с матерью было общежитие по адресу: г. Ачинск, микрорайон 1, д. 27, к., по этому же адресу ее мать была зарегистрирована. После утраты родительского попечения Жукова была направлена в детский дом. Данные обстоятельства подтверждаются Заключением ГОРОНО города Ачинска.

После выпуска из лицея в 2010 году, Жукова С.С. никакого жилья не имеет. Зарегистрироваться по месту жительства ей негде, поэтому регистрации у нее также не имеется. Истица вынуждена проживать у знакомых, в настоящее время проживает у подруги по адресу: г. Ачинск, ул. Октябрьская, д. 6, кв..

Таким образом, постоянным местом жительства Жуковой С.С. и на момент утраты родительского попечения, и на настоящий момент является город Ачинск.

Согласно сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, а также ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» не зарегистрированы сведения о правах на объекты недвижимого имущества на имя Жуковой ФИО9 (л.д. 10, 24, 25, 30).

18 июня 2010 года Администрацией города Ачинска Жукова С.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как не имеет жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, что подтверждается протоколом внеочередного заседания жилищной комиссии (л.д. 7-9, 22). Однако, из представленных истицей документов следовало, что она имеет право на внеочередное получение жилья, поскольку является лицом из категории детей-сирот, и не имеет закрепленного жилья. Тем не менее ответчик свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством не выполнил, нарушив права истицы тем, что жилье ей во внеочередном порядке не предоставил, а принял ее на учет нуждающихся в получении жилья в общую очередь, где ее номер в едином списке - № 1401 (л.д. 7-9, 22).

Как пояснила истица в судебном заседании, она и ранее, многократно, устно обращалась в администрацию города Ачинска, ходила на прием в жилищный отдел с просьбой о предоставлении ей жилого помещения как ребенку из числа детей-сирот. Однако, ответчик ей жилье не предоставил, и на учет для внеочередного получения жилья не поставил.

То обстоятельство, что ранее, еще до постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то есть до 2010 г. Жукова С.С. обращалась в администрацию города Ачинска с просьбой поставить ее на учет как ребенка-сироту, подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель Г., пояснившая, что Жукова С.С. училась вместе с ее дочерью. У Жуковой С.С. нет никакого жилья вообще. Сначала она жила в детском доме, потом в общежитии лицея в период обучения в нем. Однако, после окончания профессионального лицея Жукова С.С. вынуждена проживать у подруг. В их доме она также находилась некоторое время. Жукова С.С. обращалась в администрацию города Ачинска, просила поставить ее на учет, просила выделить ей жилое помещение как сироте. Однако, жильем ее не обеспечили, а на учет как нуждающуюся в жилье поставили только в 2010 году, хотя она обращалась с такой просьбой еще до того как ей исполнилось 23 года.

Кроме того, как следует из материалов дела, в 2003 году администрация МОУ «Школа-интернат № 2 для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обращалась в Администрацию города Ачинска в интересах Жуковой и других воспитанников, с заявлением о постановке их на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку они не имеют жилья и после выпуска им жить будет негде. Однако, Администрацией города Жукова С.С. в период с 2003г. по 2010 г. на учет поставлена не была, а в адрес директора школы-интерната Администрацией города Ачинска было направлено сообщение о том, что по окончании пребывания в школе-интернате и достижения совершеннолетнего возраста Жукова С.С. и другие могут обратиться в Администрацию города Ачинска по вопросу постановки на учет (л.д. 26).

Таким образом, имели место неоднократные обращения в Администрацию города Ачинска о предоставлении жилья сироте, до того момента как Жуковой С.С. исполнилось 23 года, однако жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени.

Ответчиком Администрацией г. Ачинска не представлено доказательств опровергающих факты обращения по вопросу предоставления жилья сироте – Жуковой С.С. Кроме того, по мнению суда, отсутствие доказательств постановки истицы на учет до 2010 года, не может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении, предъявленных к Администрации г. Ачинска исковых требований Жуковой С.С., имеющей право на внеочередное получение жилья, и не освобождает ответчика от обязанности предоставить истице жилое помещение.

Судом оценены доводы представителя Министерства образования и науки Красноярского края, изложенные в его письменных возражениях, о том, что исковые требования не могут быть удовлетворены поскольку такие меры социальной поддержки как обеспечение детей-сирот жильем предоставляются только до достижения ими 23-летнего возраста. 23 года – это установленный законом пресекательный срок (возраст). Таким образом, Жукова С.С. (25 лет) не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, так как достигла возраста 23 лет.

Кроме того, на учете в министерстве образования и науки Красноярского края Жукова С.С. не состоит, в связи с чем не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением (л.д. 46-58).

Вышеизложенные доводы признаны судом не состоятельными, поскольку право истицы на внеочередное получение жилья предусмотрено законом, данное право до настоящего времени не было реализовано не по вине истца. Факт неоднократного, своевременного (до достижения 23-летнего возраста) обращения (как истцом, так и администрацией учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей) в органы местного самоуправления по месту жительства по вопросу получения жилья в судебном заседании установлен. Тем не менее, в нарушение прав истицы, уполномоченными должностными лицами не были приняты надлежащие меры по реализации жилищных прав истицы и внеочередному обеспечению ее жильем. То обстоятельство, что Жукова С.С. не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Поскольку, как было указано выше, законом, в частности ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилое помещения указанной категории лиц предоставляется вне очереди. Поэтом сам факт того, что Жукова С.С. на учете (в очереди) в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит - не может в данном случае иметь определяющего правового значения и являться достаточным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, учитывая, что истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, не имеет никакого жилого помещения ни в собственности, ни в пользовании по договору найма или на основании какого-либо иного права, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации города Ачинска, обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить истице на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру по месту ее жительства – в городе Ачинске, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Жуковой на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Ачинска Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам, применительно к данному населенному пункту.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья: Дорофеева Н.А.