Дело № 2 - 452 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края, в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием помощника прокурора Киселевич О.О., истцов Филичева Н.А., Филичевой Е.А., при секретаре Загребельной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Филичева Н.А., Филичевой Е.А. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Филичева Н.А., Филичевой Е.А. к Администрации г. Ачинска о предоставлении по договору социального найма на территории г. Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в г. Ачинске, соответствующее санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что Филичев Н.А. и Филичева Е.А. являются лицами из числа детей-сирот, поскольку их отец ФИО умер 23 января 2002 года, а мать ФИО решением суда от 07 сентября 2004 года лишена родительских прав в отношении обоих детей. Постановлением главы Ачинского района №254-п от 20 октября 2004 года над несовершеннолетней Филичевой Е.А. назначен опекун ФИО, а Филичев Н.А. помещен в СРЦН «Ястребовский». После отмены опеки Филичева Е.А. обучалась в «Ачинском политехническом техникуме», в «Профессиональном лицее №46» г. Ачинска, который закончила в 2011 году. Филичев Н.А. после окончания «Профессионального лицея №8» в 2010 году, служил в армии, откуда вернулся летом 2011 года. Постановлением главы Турутинского сельсовета №27 от 16 октября 2002 года за несовершеннолетними Филичевыми было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: …. Однако, в связи с тем, что данное жилое помещение являлось не пригодным для проживания, постановлением и.о. главы Тарутинского сельсовета №27-П от 02 июля 2008 года вышеуказанное постановление отменено. 21 сентября 2011 года решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Филичевы поставлены на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако до настоящего времени Филичевы жильем необеспеченны (л.д. 2-4). Представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Киселевич О.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в связи с внесением изменений в Указ Губернатора №25-уг, Филичевым жилье должно быть предоставлено по месту их жительства в г. Ачинске, что является обязанностью администрации г. Ачинска. Истцы Филичев Н.А., Филичева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что по окончании опеки, и учебных заведений они постоянно проживают в г. Ачинске в квартире, которую снимают в аренду. По месту регистрации в …. не проживают, поскольку дом не пригоден для проживания, регистрацию сохраняют, поскольку зарегистрироваться по фактическому месту жительства в г. Ачинске не имеют возможности. Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Усков К.С. в судебное заседание не явился, в отзыве против удовлетворения иска возражает, указав, что в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года (в редакции от 05 марта 2010 года), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, по месту жительства. На момент утраты родительского попечения Филичев Н.А., Филичева Е.А. проживали по адресу: …, право пользования которым было за ними сохранено. Однако, в связи с тем, что за несовершеннолетними было закреплено жилое помещение не пригодное для проживания, постановлением и.о. главы Тарутинского сельсовета №27-П от 02 июля 2008 года, постановление №27 от 16 октября 2002 года было отменено. В связи с чем, полагает, что Администрация г. Ачинска является по данному делу ненадлежащим ответчиком (л.д. 38). Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился (л.д. 71), просил рассмотреть дело в его отсутствии, согласно отзыву против удовлетворения иска к Администрации г. Ачинска возражает, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Ачинский район в лице Администрации Ачинского района, поскольку 21 сентября 2011 года Филичев Н.А. и Филичева Е.А. Краевой комиссией признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Ачинском районе. Протокольным решением они включены в Список детей-сирот, которым местные органы власти обязаны предоставить жилое помещение в Ачинском районе, так как Филичев Н.А., Филичева Е.А. требовали предоставить жилье в Ачинском районе, местом их жительства является Ачинский район. Обеспечением жилыми помещениями указанной льготной категории граждан на территории Ачинского района занимается Администрация Ачинского района, которая и обязана обеспечить истцов жилым помещением (л.д. 41-42). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением. Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма. В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка», предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм. Согласно Закону Красноярского края от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 года №3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.), утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека. Из материалов дела следует, что согласно родителями Филичева Н.А., родившегося 21 января 1990 года, Филичевой Е.А., родившейся 26 июля 1991 года в г. Ачинске, являются ФИО и ФИО (л.д. 11,12). 23 января 2002 года отец истцов ФИО умер (л.д. 13).Решением Ачинского городского суда от 07 сентября 2004 года, мать истцов, была лишена родительских прав в отношении обоих детей (л.д.14-16). С 29 ноября 2001 года несовершеннолетние Филичевы находились на полном государственном обеспечении в КГУ СОН СРЦН «Ястребовский» (л.д. 35,36). 01 сентября 2004 года Филичев Н.А. был исключен из числа воспитанников КГУ СОН СРЦН «Ястребовский» с передачей в учреждение образования ПЛ-8 г. Ачинска (л.д. 21). Постановлением главы Администрации Ачинского района №254-П от 20 октября 2004 года над несовершеннолетней Филичевой Е.А. назначена опека, обязанности опекуна возложены на ФИО (л.д. 17). В 2007 году ФИО была отстранена от обязанностей опекуна, несовершеннолетняя Филичева Е.А. передана на воспитание в приемную семью (л.д. 18, 19-20). Постановлением главы администрации Тарутинского сельсовета №27 от 16 октября 2002 года, на время нахождения несовершеннолетних Филичевых в учреждении государственного обеспечения, за ними был сохранен жилой дом по адресу: …, где они зарегистрированы по месту жительства (л.д. 22,26). Согласно справки БТИ указанный дом зарегистрирован за ФИО на основании удостоверения от 24.06.1984 года (л.д.34). Однако, согласно акту обследования жилья несовершеннолетнего от 20 февраля 2007 года, вышеуказанный жилой дом являлся аварийным и не пригодным для жилья (л.д. 32), в связи с чем, по протесту Ачинского межрайонного прокурора было отменено 02 июля 2008 года (л.д. 23-24,25). В настоящее время истцы продолжают сохранять регистрацию по месту жительства по адресу: …, при этом фактически проживают в квартире по адресу…,которую снимают в аренду. Согласно информации из ЕГРП на недвижимое имущество от 23 декабря 2011 года, а также сообщения Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ – Филиал по Красноярскому краю» от 19 мая 2008 года, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Филичевым Н.А., Филичевой Е.А., а также их родителей отсутствуют (л.д. 29,30,34). Решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, заседание которой состоялось 21 сентября 2011 года, Филичев Н.А., Филичева Е.А. поставлены на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту жительства в Ачинском районе (л.д. 43-66). Между тем, Филичевы проживают постоянно по месту жительства в г. Ачинске, а регистрацию по прежнему месту жительства в п. … сохраняют ввиду отсутствия возможности зарегистрироваться по месту фактического проживания. На основании изложенного, судом установлено, что Филичев Н.А., Филичева Е.А. являются лицами из числа детей-сирот, нуждаются в получении жилья, поскольку какое-либо жилое помещение на праве собственности или на условиях социального найма у них отсутствует, в связи с чем, им должно быть предоставлено жилье по месту жительства в г. Ачинске. Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика Администрации г. Ачинска и представителя третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Ачинского района, поскольку в соответствии с законодательством данной категории граждан жилье должно предоставляться по месту жительства, а не по месту утраты родительского попечения. Ссылка ответчика на п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг в редакции от 05 марта 2010 года является несостоятельной, поскольку, данная редакция Указа утратила силу в связи с изменениями, внесенными от 11.08.2011 г. № 143-уг). Требования указанной нормы права в редакции от 11 августа 2011 года, предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, каковым у Филичева Н.А., Филичевой Е.А. является г. Ачинск. В связи с чем, исковые требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Филичеву Н.А., Филичевой Е.А. на Администрацию города Ачинска, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, удовлетворить. Обязать Администрацию города Ачинска предоставить Филичеву Н.А., Филичевой Е.А. на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г. Ачинске Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления установленной в г. Ачинске. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский горсуд. Федеральный судья Т.Н. Настенко