Решение № 2-388/2012



2-388(2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филлиповой Л.Я.,

при секретаре Шевченко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Борисова Б.В. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Борисова Б.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Борисова Б.В. и обязании обеспечить средствами технической реабилитации – памперсами (подгузниками) в количестве 123 штуки за два месяца три дня, пеленками в количестве 50 штук за один месяц двадцать дней, мотивируя требования тем, что Борисов Б.В. является инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации, а именно, памперсы (подгузники) и пеленки. Для постановки на учет 15 ноября 2011 года в филиал № 8 «Ачинский» были предоставлены все необходимые документы, однако на момент проверки 12 декабря 2011 года установлено, что данные технические средства Борисову Б.В. не выданы, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза его здоровью (л.д. 2-4).

В судебном заседании процессуальный истец – помощник Ачинского межрайонный прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Истец Борисов Б.В., будучи уведомленным о рассмотрении дела, не явился. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика Комаренко А.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, по заявленным требованиям возражал, указав, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. После поступления денежных средств с соответствующими организациями заключаются контракты на поставку средств реабилитации. В настоящее время на поставку памперсами и пеленками заключены государственные контракты с ООО «Медконтракт» и ООО «Белла Сибирь», которые и осуществляют непосредственное предоставление Борисову Б.В. памперсов и пеленок. В мае, сентябре и октябре 2011 года истцу было выдано 240 памперсов и 182 пеленки. Кроме того, в 2011 году Борисову Б.В. была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные памперсы 123 штуки и пеленки 11 штук. Задолженность поставщиков перед Борисовым Б.В. по памперсам составляет 123 штуки, по пеленкам 50 штук.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Борисова Б.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются абсорбирующее белье, подгузники.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что Борисов Б.В., с 14 сентября 2011 года является инвалидом первой группы по общему заболеванию и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида нуждается в технических средствах реаби­литации, в том числе, в виде абсорбирующего белья: подгузники № 2 впитываемость 2100 мл 60 штук на месяц, простыни 60х90, 30 штук на месяц (л.д. 10-11). С этой целью 13 декабря 2011 года Борисов Б.В. обратился в Филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении его указанными средствами реабилитации (л.д. 5).

Согласно уведомлению от 15 ноября 2011 Борисов Б.В. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 7).

Однако до настоящего времени средства технической реабилитации Борисову Б.В. выданы не в полном объеме, что не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и созда­ется угроза его здоровью.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, а также факт того, что с ноября 2011 года по настоящее время Борисов Б.В. без уважительных причин не обеспечен всеми средствами реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Борисова Б.В. техническим средством реабилитации в виде памперсов (подгузников) и пеленок следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения его данными средствами реабилитации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о незаконности требований прокурора, поскольку данная обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на него возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами, не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств.

Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий.

Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование, также не может быть принята судом как уважительность причин невозможности исполнения ими законов по не обеспечению средствами реабилитации инвалидов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Борисова Б.В. средствами реабилитации в виде памперсов(подгузниками) и пеленок следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Борисова Б.В. не предоставленными средствами реабилитации в виде памперсов (подгузников) и пеленок в объеме заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Борисова Б.В. техническими средствами реабилитации незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Борисова Б.В. техническими средствами реабилитации – абсорбирующим бельем: памперсами (подгузниками) в количестве 123 штуки, пеленками в количестве 50 штук.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.Б.Лучина