Дело № 2 - 183 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 февраля 2012 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Л.В. Сисюра, с участием истца Полякова Н.Н., при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Н.Н. к Администрации города Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, У С Т А Н О В И Л: Поляков Н.Н. обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к Администрации города Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в г. Ачинске, соответствующее санитарным и техническим нормам за счет средств краевого бюджета. Исковые требования мотивирует тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители умерли. Постановлением Администрации г. Ачинска Красноярского края от 02.08.1994 г. он был помещен в МОУ «Школа-интернат № для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку он не имеет жилья, а в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 г. № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, жилые помещения предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые на момент утраты родительского попечения не имели закрепленного жилья, в возрасте до 23 лет», до настоящего времени не использовал право на приобретение жилого помещения, обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 4). В судебном заседании истец Поляков Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме (л.д. 62 – оборот листа). Представитель ответчика Администрации города Ачинска Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени, дате, месте судебного слушания, путем вручения судебной повестки (л.д. 52), в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву по заявленным исковым требованиям возражает, мотивируя тем, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из смысла содержания данного закона полагают, что Поляковым Н.Н. пропущен срок исковой давности. При этом, Поляков Н.Н. не состоит на очереди нуждающихся в жилье (л.д. 17). Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени, дате, месте судебного слушания, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 46). Согласно представленному отзыву, по заявленным исковым требованиям возражают, мотивируя тем, что согласно Закону Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 № 12-961. Переданные исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора края от 04.04.2005 № 25-уг; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без, попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей I ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 05.02.2009 № 250-О-П. В соответствии с законодательством Красноярского края, п.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ, федеральное и областное законодательство не предусматривает обязанность министерства выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Гражданин в силу ст.ст.1, 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан на предоставление жилого помещения. В данном случае органы местного самоуправления могут обратиться за финансовой поддержкой к субъекту РФ либо воспользоваться правом на судебную защиту. Таким образом, полагают, что Министерство не уполномочено обеспечивать детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью (л.д. 45-46). Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением. Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Как установлено ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма. В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм. Согласно Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления, значится и город Ачинск. В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Абз. 4 ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12. 1996 г., а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 59-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей. Как установлено по делу, Поляков Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ. Родителями являются: отец – Поляков Н.И., мать – Трифонова Е.Ф., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 7). Согласно свидетельств о смерти Поляков Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), Трифонова Е.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). В связи с тем, что в возрасте до 18 лет, у Полякова Н.Н. умерли оба родителя, он приобрел статус ребенка-сироты. Согласно постановлению Администрации г. Ачинска Красноярского края от 02.08.1994 г. № несовершеннолетний Поляков Н.Н. был определен в государственное учреждение на полное обеспечение (л.д. 15). В соответствии со справкой КГКУСО «СО СРЦН «Ачинский», малолетний Поляков Н.Н. являлся воспитанником Краевого социального приюта для детей г. Ачинска и находился в приюте на полном государственном обеспечении с 10.06.1994 г. по 25.01.1996 г. (л.д. 22). Согласно справке, выданной КГКОУ «Ачинский детский дом №1», Поляков Н.Н. проживал и являлся воспитанником МОУ «Школа-интернат № для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 25.01.1996 г. по 21.01.1998 г., с 22.02.1999 г. по 01.09.2001 г. и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 8,23). С 05.03.1998 г. по 16.02.1999 г. Поляков Н.Н. находился в Коргатском специальном ПТУ, где получил специальность слесарь, что подтверждается справкой (л.д. 13). В соответствии с сообщением Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом №», ходатайства о предоставлении Полякову Н.Н. жилого помещения в адрес Министерства образования и науки Красноярского края директором учреждения не направлялось (л.д. 49). Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», сведения о правах на объекты недвижимого имущества за Поляковым Н.Н. не зарегистрированы (л.д. 5,6,9). Согласно ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196,197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ). По сведениям, представленным КУМИ Администрации г. Ачинска, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при Администрации г. Ачинска Поляков Н.Н., не состоит (л.д. 19). В судебном заседании истец Поляков Н.Н. пояснил, что не обращался в Администрацию г. Ачинска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из категории детей-сирот до 23-летнего возраста, поскольку после окончания школы – интерната № ему предоставили койко-место в общежитии и он не знал о своем праве на получение жилого помещения. Кроме того, он отбывал наказания в местах лишения свободы, а также состоял на учетах в КГУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер №», в Филиале № КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №», что подтверждается представленными в материалы дела справками (л.д. 59, 61). Указанные доводы истца признаны судом не состоятельными. Нахождение Полякова Н.Н. в местах лишения свободы само по себе не лишало его права и не препятствовало направлению в различные организации (в том числе к указанным по данному делу ответчикам) обращений, письменных заявлений о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. После освобождения из мест лишения свободы Поляков Н.Н. также имел реальную возможность обращаться с соответствующими заявлениями и требованиями о предоставлении жилого помещения к ответчикам. По сообщению МО МВД России «Ачинский» Поляков Н.Н. 04.11.2002 г. был осужден Ачинским городским судом, а освобожден 15.06.2005 г. условно-досрочно (л.д. 35), когда ему было 22 года, однако, право свое не реализовал. Кроме того, то обстоятельство, что Поляков Н.Н. состоял на учетах в лечебных учреждениях, также не лишало его права на обращение к ответчикам по вопросам предоставления ему жилого помещения. Сведений о лишении Полякова Н.Н. дееспособности, истцом не представлено, а судом не добыто. Суд считает, что доводы Полякова Н.Н. о том, что он не знал о наличии льготы, дающей ему право на получение на условиях договора социального найма изолированного жилого помещения, в связи с этим не обратился с заявлением в орган местного самоуправления, не является основанием для удовлетворения иска. Как установлено по делу, Поляков Н.Н., действительно после смерти родителей, являлся ребенком-сиротой, и до достижения им 23-летнего возраста имел право на получение жилого помещения по договору социального найма. Однако, сторонами не представлено, а судом не добыто доказательств того, что за ним закреплялось какое-либо жилое помещение после смерти родителей (л.д. 14). Своим правом истец Поляков Н.Н. не воспользовался, к ответчикам с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения не обращался. Доказательств уважительности причин, по которым Поляков Н.Н. не реализовал свое право до достижения 23-х летнего возраста – истцом не представлено, а судом не установлено. Учитывая изложенное, суд полагает, что Поляков Н.Н. утратил статус лица, имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Конституционный суд РФ в определениях от 10 октября 2002 г. N 258-О, от 19.10.2010 г. № 1282-О-О, N 1281-О-О, указал, что законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется. Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав изложенные нормы закона, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Полякова Н.Н. об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, поскольку истец утратил статус лица, имеющего право на государственную поддержку. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований. В связи с чем, в заявленных исковых требованиях Полякову Н.Н. следует отказать. Вместе с тем, в соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ, Поляков Н.Н. имеет право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с целью получения жилого помещения в порядке очередности. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных исковых требований Полякову Н.Н. к Администрации города Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, отказать. Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. Сисюра