№ 2-410(2012) Именем Российской Федерации 15 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности от 19 декабря 2011 года № 147 (л.д.17), при секретаре Загребельной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Певцова В.Е. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконными, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Певцова В.Е. с исковым заявлением к ГУ КРО ФСС РФ о признании бездействия по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить Певцова В.Е.абсорбирующим бельем (впитывающие простыни, пеленки) в количестве 48 штук за 1 месяц 18 дней и памперсами в количестве 180 штук за 3 месяца, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов 02.12.2011 г. установлено, что инвалид Певцов В.Е. не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации, в которых согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида по состоянию здоровья он нуждается, и 26.07.2011 г.обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, которое ответчик принял, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен (л.д. 2-4). Определением от 20.01.2012 г.в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Чаплыгина Н.Н., являющаяся опекуном Певцова В.Е. (л.д.1) В судебном заседании помощник прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям. Истец Певцов В.Е. в суд не явился, извещался надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.8,24). Третье лицо Чаплыгина Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.28). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по иску возражал, суду пояснил, что ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. В соответствии с действующим законодательством на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение (изготовление) ТСР в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенному Государственному контракту. Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере поступления средств из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. В настоящее время на поставку памперсов заключены Государственные контракты с «БЕЛЛА Сибирь» (г.Красноярск), которое согласно условиям контракта, и осуществляют непосредственное предоставление Певцову В.Е. памперсов и пеленок. С учетом программы реабилитации инвалида Певцова В.Е. в период с 25.07.2011 г. по 31.12. 2011 г. включительно, Певцову В.Е. должно быть выдано 314 памперсов (из расчета 60 штук в месяц или 2 штуки в день) и 157 пеленок (из расчета 30 штук в месяц или 1 штука в день). В сентябре и декабре 2011 г. инвалиду было выдано 156 памперсов и 120 пеленок, что подтверждается актами сдачи-приемки товара получателем, в связи с чем, задолженность по памперсам составляет 158 штук, а по пеленкам 37 штук. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является лицом, обязанным обеспечить инвалида Лосева А.И техническими средствами реабилитации в порядке, предусмотренном законом. Из материалов дела следует, что Певцов В.Е.согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №837 от 16.05.2011 г. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в абосрбирующем белье: пеленках (простынях) в количестве 1 штука в сутки и подгузниках для взрослых в количестве 2 штуки на месяц (л.д. 11-15). Согласно распоряжению Администрации г. Ачинска от 10.08.2011 г. над недееспособным Певцовым В.Е. установлена опека, опекуном назначена Чаплыгина Н.Н. (л.д.9-10). 25.07.2011 г. Певцов В.Е. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: памперсами и пеленками (л.д.11). Согласно уведомлению от 25.07.2011 г. документы, поданные Певцовым В.Е., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д.12). 12.09.2011 г. Певцову В.Е. было выдано направление в ООО «БЕЛЛА Сибирь» для получения памперсов (л.д.13), 15.09.2011 г. было выдано направление в эту же организацию для получения впитывающих простыней (пеленок) Согласно актам сдачи-приемки товара 10.09.2011 г., 15.09.2011 г., 01.12.2011 г. поставщиком ООО «БЕЛЛА Сибирь» поставлены, а Певцовым В.Е. получены подгузники в количестве 156 штук и пеленки в количестве 120 штук (л.д.20,21, 21-оборот). С учетом программы реабилитации от 16.05.2011 г. в период с 25.07.2011 г. по 31.12. 2011 г. включительно, Певцову В.Е. должно быть выдано 314 памперсов (из расчета 60 штук в месяц или 2 штуки в день), в то время как фактически ему выдано 156 памперсов, а также должно быть выдано 1157 пеленок (из расчета 30 штук в месяц или 1 штука в день), фактически выдано 120 пеленок, в связи с чем, задолженность по обеспечению Певцова В.Е. памперсами составила 158 штук, по обеспечению пеленками составила 37 штук, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, и нарушает его права, предусмотренные законом. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в результате бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, инвалид Певцов В.Е. не обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации. Однако, учитывая, что задолженность перед инвалидом Певцовым В.Е. по обеспечению его техническим средствами реабилитации за период с 25.07.2011 г. по 31.12.2011 г. составила : по памперсам в количестве 158 штук, по пеленкам в количестве 37 штук, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. Доводы ответчика об отсутствии своевременного и полного финансирования, необходимого для заключения государственных контрактов на поставку ТСР, суд не может принять во внимание, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить частично. Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Певцова В.Е. техническими средствами реабилитации, незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда обеспечить Певцова В.Е. техническими средствами реабилитации- подгузниками для взрослых в количестве 158 штук, абсорбирующим бельем (впитывающими простынями, пеленками) в количестве 37 штук. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд. Федеральный судья Т.Н. Настенко