Дело № 2-543/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Лазовской Г.И., с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида 1 группы Люляковой В.Д. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Люляковой В.Д. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, об обязывании обеспечить Люлякову В.Д. техническим средством реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения. Исковые требования мотивированы тем, что Люлякова В.Д. на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы нуждается в указанном средстве реабилитации, подала в Фонд социального страхования заявление об обеспечении данными средствами, однако, до настоящего времени не обеспечена, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4). Материальный истец Люлякова В.Д., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела должным образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивала в полном объеме (л.д.14). Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком до 31 декабря 2012г. (л.д.18), в судебном заседании не участвовал, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.16), против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации, поскольку это обязаны делать поставщики. В соответствии с действующим законодательством, по мере финансирования из федерального бюджета, на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению Государственных контрактов на поставку (изготовление) гражданам льготной категории технических средств реабилитации, оформить направления на получение (изготовление) ТСР в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенного государственного контракта. В настоящее время на поставку луп для коррекции слабовидения заключен Государственный контракт с ООО «Приволжский тифло Центр» (г. Казань) и оформлено направление от 16 января 2012г. сроком действия до 31.01.2012г. Согласно условиям контракта, именно на поставщике лежит обязанность по непосредственному представлению Люляковой В.Д. технических средств реабилитации (л.д.15-16). Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида 1 группы Люляковой В.Д. следует удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска прогулочная (п. 7). Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Люлякова В.Д. на основании справки МСЭ – 2003г. является инвалидом 1 группы по общему заболевании по зрению (л.д.10). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 08.06.2011 года Люлякова В.Д. нуждается в технических средствах реабилитации, в частности, в лупе для коррекции слабовидения (л.д.8-9). Согласно уведомлению от 02.08.2011 г. Люлякова В.Д. поставлена на учет в Филиал №8 (Ачинский) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с целью обеспечения ее необходимыми техническими средствами реабилитации (л.д.7). 16 января 2012г. Люляковой В.Д. было выписано, однако, на руки не выдано направление на получение лупы для коррекции слабовидения в ООО «Поволжский тифло Центр», находящийся в г.Казани (л.д.17). Вместе с тем, истица на момент рассмотрения дела фактически техническим средством реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения, обеспечена не была, что представителем ответчика не отрицалось. Следует учесть, что непредставление инвалиду указанного технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Люляковай В.Д. техническим средством реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в инвалида 1 группы Люляковой В.Д. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническими средствами реабилитации, удовлетворить. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Люляковой В.Д. техническим средством реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Люлякову В.Д. средствами реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок один месяц со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Г.И. Лазовская Мотивированное решение изготовлено судом 20.02.2012 г.