Дело № 2 - 443 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Загребельной Н.В., с участием помощника прокурора Ключникова НС, истца Бабенковой ГС, представителя ответчика Ускова КС, действующего по доверенности от 07.12.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Бабенковой Г.С. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бабенковой Г.С. к Администрации г.Ачинска о предоставлении на территории г. Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения в соответствии с установленными нормами, мотивируя тем, что Бабенкова Г.С. является лицом из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. Мать Бабенковой Г.С. ФИО умерла 05.01.1999 г., отец ФИО решением районного суда Чановского района Новосибирской обл. от 05.04.2001 г. лишен родительских прав. Постановление главы Администрации г.Ачинска от 30.03.1999 г. над Бабенковой Г.С. было назначено попечительство ФИО, при этом, жилого помещения за Бабенковой Г.С. закреплено не было, поскольку на момент утраты родительского попечения какого-либо жилья у родителей не имелось. Впоследствии Бабенкова Г.С. обучалась в ФГОУ СПО «Ачинский политехнический техникум», который окончила в 2004 году. После окончания образовательного учреждения жилое помещение на условиях социального найма администрацией г.Ачинска Бабенковой не представлено, а постановлением главы г.Ачинска от 06.05.2003 г. Бабенкова Г.С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядковый номер ее очереди в льготном списке-153. В настоящее время право Бабенковой Г.С. на получение жилого помещения не реализовано (л.д.2-4). Определением от 20.01.2012 г. в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования и науки Красноярского края (л.д.1). В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Ключников Н.С. и истец Бабенкова Г.С.исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Бабенкова Г.С. пояснила, что в период обучения в школе и техникуме она проживала у опекуна ФИО После окончания техникума в 2004 году она встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В период обучения она вышла замуж и проживала с 2002 года в квартире родителей мужа по адрес:…, где она зарегистрирована. В 2007 году ей по заявлению Администрацией г.Ачинска была предоставлена квартира на условиях коммерческого найма по адресу: …, в которой она временно в связи с тяжелым материальным положением не проживает, так как не имеет возможности его оплачивать. До настоящего времени жилье во внеочередном порядке ей не предоставлено, хотя в очереди на его получение она стоит с 2004 года. Уведомление о том, что он была исключена из указанной очереди ею не было получено. Представитель ответчика администрации г. Ачинска, Усков К.С. по исковым требованиям возражал, пояснив, что финансирование расходов на приобретение жилья сиротам является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки администрации Красноярского края, в связи с чем, администрация имеет возможность предоставить жилье Бабенковой Г.С. лишь после получения соответствующего финансирования. Распоряжением Главы г.Ачинска от 29.12.2006 г. Бабенкова Г.С. была исключена из внеочередного списка на получение жилья и оставлена в общем списке на получение жилья (л.д.30). Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в суд не явился, извещен надлежащим образом( л.д.44,59), в отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражает по иску по тем основаниям, что действующим в Красноярском крае законодательством предоставление жилья детям-сиротам предполагает определенный порядок, в том числе постановки указанных лиц на учет Министерством образования и науки Красноярского края. В 2010 году органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 г. №12-961, которые включают в себя приобретение за счет средств краевого бюджета и последующее предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, не имеющим жилого помещения. В первой половине 2006 года Бабенкова Г.С. обращалась в адрес Президента РФ по в опросу обеспечения жилым помещением. Заявителю было сообщено, что из приложенных ею документов усматривается, что она зарегистрирована и проживает с 14.10.2002 г. по адресу: …, является членом семьи нанимателя, имеет равные с нанимателем права и обязанности, в том числе право на участие в приватизации, поэтому к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, не относится. Бабенковой Г.С. было рекомендовано обратиться в Администрацию г.Ачинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В конце 2006 года Бабенкова обратилась к Губернатору Красноярского края по вопросу обеспечения жилым помещением и ей было сообщено, что отделом опеки Управления образованием г.Ачинска 31 мая 2006 г. был предоставлен пакет документов заявителя, в котором отсутствовал ряд необходимых документов. Полагает, что Бабенковой Г.С. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Кроме того, установленные федеральным и краевым законодательством меры государственной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, распространяются только до исполнения ими 23 лет, тогда как Бабенкова Г.С. с заявлением о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения обратилась в суд в 2012 году, то есть в возрасте 28 лет (л.д.46-55). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ). В силу ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского рая ( ст. 17). Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 год, утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма. Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 года №3-6р ( с изм. от 30.01.2009 г.), утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек- однокомнатная квартира, на состав семьи из двух-трех человек- двухкомнатная квартира. Как установлено по делу Бабенкова ГС является лицом из числа детей-сирот, поскольку мать Бабенковой (до замужества Ишмакова) Г.С. -ФИО умерла 05 января 1999 года (л.д.9), отец ФИО решением районного суда Чановского района Новосибирской области от 05 апреля 2001 лишен родительских прав в отношении дочери (л.д.6,17-18,60). Постановление главы Администрации г.Ачинска от 30 марта 1999 года в отношении Бабенковой Г.С. установлено попечительство ФИО, при этом, жилого помещения за Бабенковой Г.С. закреплено не было (л.д.15), поскольку на момент утраты родительского попечения какого-либо жилья у родителей не имелось. Впоследствии Бабенкова Г.С. обучалась в ФГОУ СПО «Ачинский политехнический техникум», который окончила в 2004 году. После окончания образовательного учреждения жилое помещение на условиях социального найма администрацией г.Ачинска Бабенковой не представлено. Как следует из материалов дела, 13.06.2002 г. Бабенкова Г.С. вышла замуж (л.д. 16) и проживает с мужем и детьми в квартире родителей мужа по адресу: …, где состоит на регистрационном учете с 14.10.2002 года (л.д.23). Из объяснений Бабенковой ГС следует, что вселение и регистрация в указанном жилье была произведена в связи с рождением первого ребенка, наниматель квартиры - отец ее мужа ФИО, разрешил ей вселиться и проживать в квартире временно до получения своего жилья (л.д.23), какого-либо жилого помещения на праве собственности она не имеет (л.д.25,27,11-14). Как следует из отзыва на иск Министерства образования и науки Красноярского края, начальником отдела опеки Управления образованием г.Ачинска 31 мая 2006 г. был предоставлен пакет документов для постановки Бабенковой Г.С. на учет в качестве детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в котором отсутствовал ряд необходимых документов, то есть не была соблюдена процедура поступления на учет (л.д.34-оборот). Решение о включении Бабенковой Г.С. в список на получение жилья Министерством образования и науки Красноярского края не принималось (л.д.59). При этом каких-либо дальнейших действий, направленных на реализацию Бабенковой Г.С. своих прав на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот со стороны органа опеки и попечительства администрации г. Ачинска, обязанного осуществлять защиту данной категории лиц, не последовало, напротив, начальником Управления образования 16.01.2007 г. на имя Главы г.Ачинска было направлено письмо об исключении Бабенковой Г.С. из списков на внеочередное получение жилого помещения, оставшуюся без попечения родителей, так как она приобрела право пользования муниципальным жильем по адресу: …(л.д.65). Между тем, из материалов дела следует, что на основании заявления от 30.01.2003 года и постановления администрации г. Ачинска от 27.02.2003 года Бабенкова ГС была принята на учет для получения жилья в общем порядке (л.д. 61,62). Затем, на основании заявления от 21.04.2003 года и постановления администрации г. Ачинска от 06.05.2003 года в возрасте до 23 лет Бабенкова ГС была принята на учет и включена во внеочередной список для получения жилья как сирота (л.д. 67-70,20). Однако, несмотря на то, что из предоставленных Бабенковой Г.С. документов с очевидностью усматривалось, что она является лицом из числа детей-сирот и в соответствии ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и в ином порядке, распоряжением Главы г.Ачинска от 29 декабря 2006 года 33189-р был утвержден протокол №16 от 26.12.2006 г. заседания жилищной комиссии при Администрации города, которым Бабенкова Г.С. была исключена из внеочередного с писка, на том основании, что она зарегистрирована с ребенком в качестве члена семьи в двухкомнатной благоустроенной квартире по адресу: …, и оставлена в общем списке согласно поданному ею заявлению от 30.01.2003 г. (л.д.64), о чем Бабенкова Г.С. была уведомлена письмом от 22.01.2007 г ( л.д.65-оборот), которое с ее слов получено ею не было. По договору от 06.04.2007 года Бабенковой ГС с учетом ее мужа и сына, предоставлено жилье на условиях коммерческого найма в общежитии по адресу … комната 79 сроком на 1 год (л.д.21). Из объяснений Бабенковой ГС следует, что свекор выгнал ее из квартиры по …, в связи с чем, она обратилась в администрацию г. Ачинска и ей было предоставлено указанное жилье. В настоящее время, в связи с тяжелым материальным положением, она временно снова проживает в квартире родителей мужа. Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт наличия у истца Бабенковой Г.С. статуса сироты, оставшейся без попечения родителей в малолетнем возрасте, принятие ее на учет до 23 летнего возраста для получения во внеочередном порядке жилого помещения, отсутствие закрепленного за ней жилого помещения, а также иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма, ее нуждаемость в жилом помещении, нарушение ее прав ответчиком в результате необоснованного исключения ее из внеочередного списка на получение жилого помещения. На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Ачинска по предоставлению жилого помещения Бабенковой Г.С., как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма, не исполненные фактически до настоящего времени, является правомерными и подлежащими удовлетворению. Тот факт, что Бабенкова Г.С. не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края для получения жилья во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку необоснованное исключение ее из списка на получения жилья во внеочередном порядке должностными лицами, обязанными осуществлять защиту такой категории лиц в период их нахождения под опекой, при наличии гарантированного государством их права на жилое помещение, не должно ущемлять права и законные интересы истца. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПУ РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию города Ачинска предоставить Бабенковой Г.С. на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г. Ачинске Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления установленной в г. Ачинске. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский горсуд. Федеральный судья Т.Н. Настенко