2-441(2012) Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Паршаковой Н.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Овчинниковой Е.С. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Овчинниковой Е.С. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида средством технической реабилитации незаконным, нарушающим его права и обязании обеспечить средством технической реабилитации – тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, мотивируя требования тем, что Овчинникова Е.С. на основании справки МСЭ является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Инвалид Овчинникова Е.С. в 2011 г. обратилась в ГУ КРО ФСС с заявлением о предоставлении ей технического средства реабилитации. ГУ КРО ФСС РФ приняло заявление, однако тростью до настоящего времени инвалид не обеспечена. Данное бездействие нарушает права инвалида, не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида. В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям. Истец Овчинникова Е.С., надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания дела, в зал суда не явилась по состоянию здоровья, в телефонограмме исковые требования прокурора поддерживает, просит о рассмотрении дела с ее отсутствие (л.д. 21,22, 23). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, будучи надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания, в суд не явился, в отзыве представитель Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19.12.2011 г., против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, действующим законодательством на исполнительные органы ФСС РФ не возлагается обязанность по непосредственной выдаче гражданам льготной категории самих средств технической реабилитации. Таковое обеспечение производится Фондом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда выдать инвалиду направление на получение ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Для обеспечения инвалида Овчинниковой Е.С. тростью ФСС заключен контракт с ООО «Веклайн», Овчинникова Е.С. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлена на учет для обеспечения тростью, но направление выдано на имя поставщика, который в сроки, установленные контрактом должен обеспечить инвалида ТСР, поэтому обязанность по обеспечению ТСР должна быть возложена на ООО «Веклайн», просит в удовлетворении требований прокурора отказать (л.д.15, 16-17, 18). Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Овчинниковой Е.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Овчинникова Е.С., 1965 г. рождения, на основании справки МСЭ-2009 № 2016631 от 15.11.2010 является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.11.2011 г. (л.д.12). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №1717 от 15.11.2010 г. Овчинникова Е.С. нуждается в техническом средстве реабилитации трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и получила право на обеспечение ее техническим средством реабилитации. С этой целью Овчинникова Е.С. 12.09.2011 г. обратилась в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее техническим средством реабилитации (л.д. 6, 10-11). Согласно уведомлению от 12.09.2011 г. документы, поданные Овчинниковой Е.С. были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д.9). До настоящего времени техническое средство реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, а также направление на его получение истцу ГУ КРО ФСС РФ не выданы, хотя поставщику по государственному контракту ООО «Веклайн» 13.12.2011 г. выдано направление на обеспечение истицы ТСР (л.д.18). Непредставление Овчинниковой Е.С. технического средства реабилитации не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза ее здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Овчинниковой Е.С. техническим средством реабилитации следует признать незаконным, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленное средство технической реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ относительно требований прокурора, предъявленные к фонду в связи с заключением государственного контракта с ООО «Веклайн», как необоснованные, поскольку законом «О социальной защите инвалидов» и действующим Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» установлена обязанность ФСС обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, что в данном случае сделано не было. При этом возникшая по государственному контракту обязанность у поставщика ООО «Веклайн» по поставке ТСР инвалиду, указанному в реестре, не может исключить возникшие в силу закона обязательства фонда по обеспечению инвалида ТСР и контролю за исполнением государственного контракта. Таким образом, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности по обеспечению инвалида Овчинниковой Е.С. ТСР на поставщика ООО «Веклайн». Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Овчинниковой Е.С. удовлетворить, признать бездействие ГУ КРО ФСС РФ незаконным, обязать ГУ КРО ФСС РФ обеспечить инвалида Овчинникову Е.С. техническим средством реабилитации и по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Овчинниковой Е.С. техническими средствами реабилитации незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Овчинникову Е.С. техническим средством реабилитации – тростью опорной, регулируемой длины, с устройством противоскольжения, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.