2-580(2012) Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Паршаковой Н.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Ларионова В.В. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ларионова В.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить его техническим средствами реабилитации – креслом-коляской активного типа, мотивируя требования тем, что Ларионов В.В. на основании справки МСЭ является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, в том числе в виде кресла-коляски. Инвалид обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако ТСР в виде кресла-коляски до настоящего времени инвалид не обеспечен. Данное бездействие ответчика нарушает права Ларионова В.В., не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида. В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям. Истец Ларионов В.В., надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ему судебного извещения, в зал суда не явился по состоянию здоровья, в телефонограмме исковые требования прокурора поддержал, в поданном прокурору заявлении дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 5). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, уведомленный о дне рассмотрения дела судебной повесткой (л.д.18), в суд не явился. В поданном отзыве представитель ответчика Комаренко А.В., действующий на основании доверенности № 147 от 19.12.2011 г. (л.д.14), против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, действующим законодательством на исполнительные органы ФСС РФ не возлагается обязанность по непосредственной выдаче гражданам льготной категории самих технических средств реабилитации. Таковое обеспечение производится Фондом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда выдать инвалиду направление на получение изготовление ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Инвалид Ларионов В.В. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлен на учет для обеспечения средствами реабилитации, в том числе креслом-коляской, ему выдано уведомление о постановке на учет. Однако, поскольку Фонд осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидом техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, предоставление инвалидам ТСР зависит от объема финансирования. В настоящее время по мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку ТСР и по мере заключения контракта организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит истца креслом-коляской. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Ларионова В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Ларионов В.В. 1989 г. рождения на основании справки МСЭ-2009 № 201258 от 18.10.2010 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.11.2012 г (л.д.12). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 702 от 16 июня 2011 г. (л.д. 10-11) Ларионов В.В. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе кресле – коляске активного типа и получил право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью Ларионов В.В. 27.06.2011 г. обратились в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации (л.д.6). Согласно уведомлению от даты обращения истца документы, поданные Ларионовым В.В., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (л.д.9). 27.06.2011 г. Ларионову В.В. выданы направления № 3321 и 3322 на получение средства реабилитации в виде корсетов (л.д.7-8). Однако до настоящего времени техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски, а также направление на ее получение истцу ГУ КРО ФСС РФ не выдано. Непредставление Ларионову В.В. указанного технического средства реабилитации не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза его здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Ларионова В.В. техническим средством реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленное техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски активного типа. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалида, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Ларионова В.В. техническими средствами реабилитации незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Ларионова В.В. техническим средством реабилитации – креслом-коляской активного типа с шириной сиденья 50 см., в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.