2-580(2012) Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Паршаковой Н.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Бурнаковой Н.П. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бурнаковой Н.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить ее техническим средством реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, мотивируя требования тем, что Бурнакова Н.П. на основании справки МСЭ является инвалидом третьей группы, по состоянию здоровья нуждается в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации в виде трости опорной. Инвалид обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ей технического средства реабилитации. Ответчик принял заявление, однако ТСР до настоящего времени инвалид не обеспечена. Данное бездействие ответчика нарушает права Бурнаковой Н.П., не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида. В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям. Истец Бурнакова Н.П., надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания дела повесткой под подпись (л.д.18), в зал суда не явилась по состоянию здоровья, при подготовке дела к слушанию исковые требования прокурора поддержала. Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, уведомленный о дне рассмотрения дела судебной повесткой (л.д.19), в суд не явился. В поданном отзыве представитель Комаренко А.В., действующий на основании доверенности № 147 от 19.12.2011 г. (л.д.13), против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, что на основании действующего законодательства ФСС РФ занимается организацией выдачи гражданам льготной категории технических средств реабилитации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда заключить государственный контракт на поставку (изготовление) средства реабилитации и выдать инвалиду направление на получение, изготовление ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Инвалид Бурнакова Н.П. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлена на учет для обеспечения ТСР, по заключенному после получения соответствующего финансирования контракту от 13.12.2011 г. с ООО «Веклайн» (г. Москва), этому предприятию выдано направление на обеспечение Бурнаковой Н.П. тростью опорной. Срок действия контракта установлен до 31.12.2012 г., в связи с чем, ФСС совершены все предусмотрены законом действия, обязанность по обеспечению инвалида ТСР в настоящее время лежит на поставщике, и потому просит в удовлетворении иска отказать (л.д.14-15). Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Бурнаковой Н.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Бурнакова Н.П., 1960 г. рождения на основании справки МСЭ-2011 № 0565474 от 05.05.2011 является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д.11). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №525 от 04.04.2011 г. Бурнакова Н.П. нуждается в техническом средстве реабилитации – трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и получила право на обеспечение ее техническим средством реабилитации (л.д.9-10). С этой целью Бурнакова Н.П. 11.05.2011 г. обратилась в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении ее техническим средством реабилитации. Согласно уведомлению от даты обращения истца документы, поданные Бурнаковой Н.П., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ. До настоящего времени техническое средство реабилитации в виде трости опорной истцу Бурнаковой Н.П. не выдано. 13.12.2011 г. было выдано направление № 4775 ООО «Веклайн» г. Москвы на предоставление технического средства реабилитации «трости опорной, шифр изделия металлическая с УПС регулируемая» Бурнаковой Н.П. (л.д.16). Однако на день рассмотрения дела данное направление не исполнено, ООО «Веклайн» обеспечение Бурнаковой Н.П. тростью опорной до настоящего времени не произведено. Непредставление Бурнаковой Н.П. технического средства реабилитации не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза ее здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что бездействие ГУ КРО ФСС РФ по обеспечению инвалида Бурнаковой Н.П. техническим средством реабилитации следует признать незаконным, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания именно этого ответчика выдать не предоставленное техническое средство реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ относительно требований прокурора в связи с заключением государственного контракта с ООО «Веклайн», как необоснованные, поскольку законом «О социальной защите инвалидов» и действующим Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» установлена обязанность ФСС обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, что в данном случае сделано не было. При этом возникшая по государственному контракту обязанность у поставщика ООО «Веклайн» по поставке ТСР инвалиду, указанному в реестре, не может исключить возникшие в силу закона обязательства фонда по обеспечению инвалида ТСР и контролю за исполнением государственного контракта. Таким образом, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности по обеспечению инвалида Бурнаковой Н.П. ТСР на иное лицо, в том числе ООО «Веклайн». Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Бурнаковой Н.П. удовлетворить, признать бездействие ГУ КРО ФСС РФ незаконным, обязать ГУ КРО ФСС РФ обеспечить инвалида Бурнакову Н.П. техническим средством реабилитации и по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Бурнаковой Н.П. техническими средствами реабилитации незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Бурнакову Н.П. техническим средством реабилитации – тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.