о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании выдать средства технической реабилитации



2-440(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Паршаковой Н.В.,

представителя ответчика Комаренко А.В.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Мещеряковой Н.П. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мещеряковой Н.П. с исковым заявлением Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида средством технической реабилитации незаконным, нарушающим его права и обязании обеспечить средством технической реабилитации – лупой для коррекции слабовидения, мотивируя требования тем, что Мещерякова Н.П. на основании справки МСЭ является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, в виде лупы для коррекции слабовидения. Инвалид Мещерякова Н.П. в 2011 г. обратилась в ГУ КРО ФСС с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. ГУ КРО ФСС РФ приняло заявление, однако лупой до настоящего времени инвалид не обеспечен. Данное бездействие нарушает права инвалида, не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида.

В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям.

Истица Мещерякова Н.П., надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания дела, в зал суда не явилась по состоянию здоровья, в телефонограмме исковые требования прокурора поддерживает, указав на не обеспечение ее до настоящего времени лупой, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д18, 19, 20).

Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19.12.2011 г., против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, действующим законодательством на исполнительные органы ФСС РФ не возлагается обязанность по непосредственной выдаче гражданам льготной категории самих средств технической реабилитации. Таковое обеспечение производится Фондом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда выдать инвалиду направление на получение ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Для обеспечения инвалида Мещеряковой Н.П. лупой ФСС заключен контракт с ООО «Поволжский тифло Центр», Мещерякова Н.П. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлена на учет для обеспечения лупой, но направление выдано на имя поставщика, который в сроки, установленные контрактом должен обеспечить инвалида ТСР, поэтому обязанность по обеспечению ТСР должна быть возложена на это общество, просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Мещерякова Н.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что Мещерякова Н.П., 1931 г. рождения, на основании справки МСЭ-2011 №0593032 от 29.08.2011 является инвалидом второй группы по общему заболеванию по зрению, инвалидность установлена на срок до 15.08.2012 г. (л.д.9).

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №836 от 29.08.2011 г. Мещерякова Н.П. нуждается в техническом средстве реаби­литации лупу и получил право на обеспечение ее техническим средством реа­билитации. С этой целью Мещерякова Н.П. 12.09.2011 г. обратилась в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее техническим средством реабилитации (л.д. 5, 7-8).

Согласно уведомлению от 12.09.2011 г. документы, поданные Мещеряковой Н.П. были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ.

До настоящего времени техническое средство реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения, а также направление на его получение истцу ГУ КРО ФСС РФ не выданы, хотя поставщику по государственному контракту ООО «Поволжский тифло Центр» 16.01.2012 г. выдано направление на обеспечение истицы ТСР (л.д.15).

Непредставление Мещеряковой Н.П. технического средства реабилитации не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и созда­ется угроза его здоровью.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Мещеряковой Н.П. техническим средством реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания именно этого ответчика выдать не предоставленное средство технической реабилитации в виде лупы для коррекции слабовидения.

Суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ относительно требований прокурора, предъявленные к фонду в связи с заключением государственного контракта с ООО «Поволжский тифло Центр», как необоснованные, поскольку законом «О социальной защите инвалидов» и действующим Порядком обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации…» установлена обязанность ФСС обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, что в данном случае сделано не было. При этом возникшая по государственному контракту обязанность у поставщика ООО «Поволжский тифло Центр», по поставке ТСР инвалиду, указанному в реестре, не может исключить возникшие в силу закона обязательства фонда по обеспечению инвалида ТСР и контролю за исполнением государственного контракта.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности по обеспечению инвалида Мещеряковой Н.П. ТСР на поставщика по госконтракту.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Мещеряковой Н.П. удовлетворить, признать бездействие ГУ КРО ФСС РФ незаконным, обязать ГУ КРО ФСС РФ обеспечить инвалида Мещерякову Н.П. техническим средством реабилитации и по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Мещеряковой Н.П. техническими средствами реабилитации незаконным.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Мещерякову Н.П. техническим средством реабилитации – лупой для коррекции слабовидения, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко