2-524/2012



дело № 2- 524/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И.,

с участием прокурора Паршакова Н.В.,

при секретаре Васильченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах лиц из числа детей-сирот Маюк А.В. и Прокопенко В.В. к администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Маюк А.В., Прокопенко В.В. к администрации г. Ачинска о предоставлении на территории г. Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения в соответствии с установленными нормами. Требования мотивированы тем, что Маюк А.В. и Прокопенко В.В. являются лицами из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. Мать несовершеннолетних – В. решением Ачинского городского суда от 06 марта 2000г. лишена родительских прав, отец - П. умер 16 сентября 1997г. В связи с чем распоряжением главы г. Ачинска от 29.05.2000г. несовершеннолетний Прокопенко В. был определен в МУ Коррекционная школа-интернат №2, А. - в Ачинский детский дом №1, при этом жилое помещение за ними закреплено не было, родители собственного жилья не имели. После выпуска из детского дома в 2006г. А. поступила обучаться в «Профессиональный лицей №46», а В. в 2008г. в ПЛ №8 г.Ачинска. 21 сентября 2011г. решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Прокопенко В.В. и Маюк А.В. поставлены на учет в Министерство образования и науки Красноярского края в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако, до настоящего времени жилье им так и не предоставлено и их право не реализовано, в связи с чем прокурор обратился в суд с иском в их интересах (л.д.2-4).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

Истицы Маюк А.В. и Прокопенко В.В., будучи уведомленными должным образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.37), в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, настаивая на требованиях о предоставлении отдельного жилого помещения каждому, поскольку совместно не проживают, совместного хозяйства не ведут.

Представитель администрации г. Ачинска, в суд не явился, извещен должным образом (л.д.37), представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, против исковых требований возражал, полагая, что финансирование расходов на приобретение жилья сиротам является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки администрации Красноярского края, в связи с чем администрация имеет возможность предоставить жилье Прокопенко В.В. и Маюк А.В. лишь после получения соответствующего финансирования (л.д.33).

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в суд также не явился, извещенный о времени разбирательства должным образом (л.д.36), представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.45).

Выслушав пояснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (ст. 17).

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 год, утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 года №3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.), утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек - однокомнатная квартира, на состав семьи из двух-трех человек- двухкомнатная квартира.

Как установлено по делу, отец Прокопенко А.В. и Прокопенко В.В. умер 16 сентября 1997г., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.19).

Впоследствии решением Ачинского городского суда от 06 марта 2000г. В. была лишена родительских прав в отношении Прокопенко А.В., а также в отношении Прокопенко В.В., (л.д.15-17).

В связи данными обстоятельствами постановлением администрации г. Ачинска от 29.05.2000г. малолетний Прокопенко В.В. был определен в МУ «Коррекционная школа – интернат №2» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.10). Впоследствии 18.08.2008г. несовершеннолетний Прокопенко В.В. из КГОУ «Ачинский детский дом №1» был переведен на полное государственное обеспечение в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №8» (л.д.18), где обучается до настоящего времени (л.д.8).

Постановлением Администрации г. Ачинска от 31.08.2001г. -п малолетняя Прокопенко А.В. была переведена в МОУ «Школа-интернат №2» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.13), позже Прокопенко А.В. была зачислена на полное государственное обеспечение для продолжения обучения в ГОУ «Профессиональное училище №84» (л.д.26), где в настоящее время не обучается (л.д.8).

При этом какое-либо жилое помещение ни за Прокопенко В.В., ни за Маюк (ранее Прокопенко) А.В. закреплено не было.

В период с 15 декабря 2004г. по 01 сентября 2006г. Прокопенко А.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Ачинск, (л.д.24), с 20 ноября 2006г. по 01 июля 2009г. состояла на регистрационном учете по месту пребывания по адресу: г. Ачинск, (л.д.9).

Прокопенко В.В. проживает без регистрации в общежитии ПЛ №8 в г.Ачинске (л.д.8).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении Маюк А.В. и Прокопенко В.В. отсутствуют, что подтверждается соответствующими выписками (л.д.30-31), сведения о зарегистрированных правах в отношении указанных лиц в Ачинском отделении Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю также отсутствуют (л.д.22-23).

Вместе с тем, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, заседание которой состоялось 21.09.2011г., в том числе Маюк А.В. и Прокопенко В.В. были поставлены на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.27).

Однако, до настоящего времени, право на получение жилого помещения истцами не реализовано, несмотря на то, что Маюк А.В. и Прокопенко В.В. имеют статусы сирот, оставшихся без попечения родителей в малолетнем возрасте, отсутствие закрепленного за ними жилого помещения, а также иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма, их нуждаемость в жилом помещении.

Судом также учитывается, что в силу требований ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на предоставление жилого помещения у истцов, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, возникло после окончания их пребывания в общеобразовательных учреждениях.

Так, Маюк (Прокопенко) А.В. в настоящее время, окончив профессиональный лицей №8 (л.д.26), не находится на полном государственном обеспечении, поскольку выбыла из-под опеки и проживает самостоятельно с мужем и тремя детьми в арендуемом жилом помещении, а Прокопенко В.В. также выбыл из-под опеки, достигнув совершеннолетнего возраста в 2010 году и будучи переведенным в 2008 году по окончании пребывания в Ачинском детском доме №1, в ПЛ №8 ( л.д.18), продолжая проживать в общежитии лицея ( л.д.8).

Кроме того, судом также принимаются во внимания требования п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у истцов, как нуждающихся в жилом помещении, после прекращения над ими попечительства, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма им так и не было предоставлено. (Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2011 N 29-В10-12).

На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Ачинска по предоставлению жилого помещения Прокопенко В.В. и Маюк А.В., как лицам из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма, с учетом требований ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, не исполненные фактически до настоящего времени, является правомерными и подлежащими удовлетворению. При этом, поскольку каждый из истцов имеет равное право на предоставление ему изолированного отдельного жилого помещения, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в отношении каждого из истцов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПУ РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора к администрации г. Ачинска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ачинска предоставить Прокопенко В.В. и Маюк А.В. каждому на условиях договора социального найма отдельные изолированные благоустроенные жилые помещения по месту жительства в г. Ачинске, соответствующие санитарным и техническим нормам, не ниже нормы предоставления, установленной в г. Ачинске Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская

Мотивированное решение изготовлено 27,02.2012 года.