№2-433(2012)



Дело № 2-433/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2012 года г.Ачинск Красноярский край

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,

с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Денисова Д.Е. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида третьей группы Денисова Д.Е. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Денисова Д.Е. техническими средствами реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, костылями подмышечными с устройством противоскольжения. Исковые требования мотивированы тем, что Денисов Д.Е. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Денисова Д.Е. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Денисову Д.Е. Фондом социального страхования трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, костылями подмышечными с устройством противоскольжения. 02 июня 2011 года Денисов Д.Е. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему вышеперечисленных технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако тростью и костылями до настоящего времени инвалид не обеспечен. Не предоставление Денисову Д.Е. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, создается угроза его жизни и здоровью, в связи с чем, Денисов Д.Е. обратился к Ачинскому межрайонному прокурору с заявлением о необходимости обращения с иском в его интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего Ачинский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд в защиту его интересов (л.д.2-4).

Помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Денисов Д.Е., извещенный о дате судебного заседания (л.д.20), в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.5).

Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком по 31 декабря 2012г. (л.д.13), извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.19), в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме. Указал, что на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению контрактов на поставку технических средств реабилитации, оформить направление и оплатить изделие. Ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче инвалидам непосредственно самих технических средств реабилитации. Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. 02 июня 2011 года Денисов Д.Е. обратился в Филиал с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы, в тот же день ему было выдано уведомление о постановке на учет. В настоящее время на поставку тростей опорных и костылей заключен государственный контракт с ООО «Веклайн» (г.Москва) и истцу оформлены направления на получение трости и костылей от 13.12.2011г. и от 21.12.2011г. сроком действия до 31.12.2012 года. Согласно условиям контракта, именно на поставщике лежит обязанность по непосредственному предоставлению Денисову Д.Е. технических средств реабилитации. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.14-15).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Денисова Д.Е. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, согласно справки, Денисов Д.Е. является инвалидом (л.д.10).

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 12 мая 2011 года, Денисов Д.Е. нуждается, в том числе в технических средствах реаби­литации: трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, костылях подмышечных с устройством противоскольжения (л.д.6-7).

Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Денисова Д.Е. тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и костылями подмышечными с устройством противоскольжения, согласно программе ИПР.

Таким образом, согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Денисов Д.Е. получил право на обеспечение его техническими средствами реа­билитации. С этой целью Денисов Д.Е. 02 июня 2011 года обратился в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением его, в том числе тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и костылями металлическими с устройством противоскольжения (л.д.6).

Документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. Денисов Д.Е. поставлен на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации, о чем ему было выдано уведомление о постановке на учет (л.д.8) и направления на получение технических средств реабилитации в ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава (г.Красноярск). Направления сроком действия до 01 июля 2011 года (л.д.8,9). Однако технические средства реабилитации истцу выданы не были.

Из отзыва представителя ответчика также следует, что в настоящее время на поставку тростей опорных и костылей заключен государственный контракт с ООО «Веклайн» г.Москва, Денисову Д.Е. выписано направление от 21.12.2011 года для получения истцом костылей в ООО «Веклайн» сроком действия до 31.12.2012 года (л.д.16) и направление от 13.12.2011 года для получения истцом трости в ООО «Веклайн» сроком действия до 31.12.2012 года (л.д.17).

Вместе с тем, до настоящего времени технические средства реабилитации Денисову Д.Е. не выданы, тростью опорной и костылями Денисов Д.Е. не обеспечен.

Не предоставление Денисову Д.Е. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию с применением ТСР, в результате чего созда­ется угроза его здоровью.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти своевременно не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Денисова Д.Е. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Денисова Д.Е. техническими средствами реабилитации, незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Денисова Д.Е. техническими средствами реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и костылями подмышечными с устройством противоскольжения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская