Дело № 2-676/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 февраля 2012 года г.Ачинск Красноярский край Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Паршаковой Н.В., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Астапчук А.Т. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Астапчук А.Т. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации, а именно, тростью тактильной, медицинским тонометром с речевым выходом, медицинским термометром с речевым выходом, специальным устройством для чтения «говорящих книг», магнитолой, приборами для измерения сахара в крови с речевым выходом, тест-полосками к прибору для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом. Исковые требования мотивированы тем, что Астапчук А.Т. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Астапчук А.Т. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Астапчук А.Т. Фондом социального страхования вышеуказанных технических средств реабилитации. 17 октября 2011 года Астапчук А.Т. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Не предоставление Астапчук А.Т. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, создается угроза его жизни и здоровью, в связи с чем, Астапчук А.Т. обратился к Ачинскому межрайонному прокурору с заявлением о необходимости обращения с иском в его интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего Ачинский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд в защиту его интересов (л.д.2-4). Определением суда от 22.02.2012г. производство по делу в части возложения обязанности на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обеспечить Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации, а именно, тростью тактильной, медицинским тонометром с речевым выходом, медицинским термометром с речевым выходом, прекращено, в связи с отказом от исковых требований(л.д.24). Помощник Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Истец Астапчук А.Т., извещенный о дате судебного заседания (л.д.20,21), в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.5). Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком по 31 декабря 2012г., (л.д.17), надлежаще извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.19), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме. Указал, что на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению контрактов на поставку технических средств реабилитации, оформить направление и оплатить изделие. Ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче инвалидам непосредственно самих технических средств реабилитации. Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. 17 октября 2011 года Астапчук А.Т. обратился в Филиал с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы, в тот же день Астапчук А.Т. было выдано уведомление о постановке на учет. В настоящее время на поставку магнитофонов, плееров для чтения «говорящих книг» Фондом заключен государственный контракт с ООО ТД «Вальди» (г.Красноярск) и оформлено направление от 16.01.2012г. сроком действия до 31.12.2012г. Согласно условиям контракта, именно на поставщике лежит обязанность по непосредственному предоставлению Астапчук А.Т. технических средств реабилитации. В отношении остальных изделий, а именно, прибора для измерения сахара в крови с речевым выходом и тест-полосок к прибору для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом, то данные средства реабилитации, согласно индивидуальной программы, должны инвалидом приобретаться самостоятельно. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.22-23). Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Астапчук А.Т. подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, согласно справки серии МСЭ, Астапчук А.Т. является инвалидом (л.д.11). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 12 октября 2011 года, Астапчук А.Т. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, специальном устройстве для чтения «говорящих книг» (магнитола) (л.д.9-10). Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Астапчук А.Т. специальным устройством для чтения «говорящих книг» (магнитолой), приборами для измерения сахара в крови с речевым выходом, тест-полосками к прибору для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом. Таким образом, согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Астапчук А.Т. получил право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью Астапчук А.Т. 17 октября 2011 года обратился в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением его магнитолой, медицинским термометром с речевым выходом, медицинским тонометром с речевым выходом (л.д.6). Документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. Астапчук А.Т. поставлен на учет для получения технических средств реабилитации, о чем ему было выдано уведомление о постановке на учет (л.д.8). Технические средства реабилитации: трость тактильная, медицинский тонометр с речевым выходом, медицинский термометр с речевым выходом истцу выданы (л.д.13,14,15). В настоящее время на поставку специального устройства для чтения «говорящих книг» Фондом заключен государственный контракт с ООО ТД «Вальди» (г.Красноярск) и Астапчук А.Т. выдано направление от 16.01.2012г. сроком действия до 31.12.2012г. на получение магнитофона, плеера для чтения «говорящих книг» (л.д.7). Вместе с тем, до настоящего времени магнитофоном, плеером для чтения «говорящих книг» Астапчук А.Т. не обеспечен. Не предоставление Астапчук А.Т. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию с применением ТСР, в результате чего создается угроза его здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти своевременно не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации, а именно, магнитофоном, плеером для чтения «говорящих книг» в порядке, определенном действующим законодательством. Вместе с тем, суд не может согласиться с исковыми требованиями в части возложения обязанности на ответчика по обеспечению инвалида Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации, а именно, приборами для измерения сахара в крови с речевым выходом, тест-полосками к прибору для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом, поскольку, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, вышеуказанные технические средства реабилитации приобретаются инвалидом самостоятельно (л.д.9-10). При таких обстоятельствах, исходя из Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, согласно которого, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, вышеуказанные технические средства реабилитации отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора в части обеспечения Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации: приборами для измерения сахара в крови с речевым выходом, тест-полосками к прибору для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом, надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Астапчук А.Т. техническими средствами реабилитации - магнитофоном, плеером для чтения «говорящих книг». В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд. Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская