Дело № 2 -933/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 марта 2012 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Селянской Т.В., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Катречко В.А. о понуждении приведения в соответствие с действующим трудовым законодательством размера оплаты труда работников, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП Катречко В.А о понуждении приведения в соответствие с действующим трудовым законодательством размера оплаты труда работников на всех имеющихся должностях. Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства в отношении индивидуального предпринимателя Катречко В.А. было установлено, что индивидуальным предпринимателем Катречко В.А. не утверждено штатное расписание, не определен штат работников, не установлен размер оплаты труда в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства. В соответствии с требованиями ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330,00 рублей. С учетом требований ст.ст.315,316,317 ТК РФ, минимальная заработная плата работникам должна быть установлена индивидуальным предпринимателем не менее 6928,00 рублей. Для восстановления нарушенных прав работников индивидуального предпринимателя Катречко В.А. прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением (л.д. 2-3). В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Селянская Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик индивидуальный предприниматель Катречко В.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.12), в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом почтовым направлением (л.д.11,12). В связи с неявкой ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, с согласия истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по правилам заочного производства. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в следующем объеме по следующим основаниям. В силу ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц (статья 1 в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ). Действующей в настоящее время частью 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Однако, действующей в настоящее время частью 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. При этом, в соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.06.2011 года – не менее 4611 рублей в месяц). В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316,317 ТК РФ). Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 146, 148, 315-317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (указанная правовая позиция нашла отражение в решениях Верховного суда РФ по делу №52-В 11-1 от 24.06.2011 года, по делу № 3-В11-31 от 07.10.2011 года). Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Иное толкование вышеназванных норм Трудового кодекса означало бы, что повышенный размер оплаты труда работника с применением районных коэффициентов, установленных с учетом климатических условий территории, не был бы обеспечен. Из материалов дела следует, что Катречко В.А. является действующим индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с 24 ноября 1999 года, осуществляет деятельность по розничной торговле продуктами питания, алкоголем, торговлей автомобильными деталями и прочей деятельностью, связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта (л.д.8). Согласно штатному расписанию на 2012 год, у ИП Катречко В.А. в магазине, на стоянке и автомойке установлены следующие должности: старшего продавца (0,25 ставки) с окладом 2812,5 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 4500 рублей; продавцов (две единицы по 0,5 ставки) с окладом 2812,5 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 4500 рублей; охранников (три единицы) с окладом 3125 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 5000 рублей; водителя (0,5 ставки) с окладом 2812,5 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 4500 рублей; автомойщика (0,5 ставки) с окладом 2812,5 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 4500 рублей. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. В графе 5 штатного расписания указываются оклады (тарифные ставки), устанавливаемые за выполнение работ в соответствии с профессиями (должностями), перечисленными в графе 3. Сведения о штатных единицах, предполагающих работу на условиях совместительства, также должны быть отражены в Штатном расписании работодателя. Согласно Постановлению Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1 при заполнении графы 4 штатного расписания количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и т. д. В этом случае в графе 5 штатного расписания указывается полный оклад (тарифная ставка), из которого будет начисляться оплата пропорционально отработанному времени. Таким образом, как установлено судом и следует из представленного штатного расписания на 2012 год, заработная плата указанным работникам установлена в штатном расписании в размере ниже МРОТ (л.д.6). Учитывая изложенное, ответчиком нарушается право работников на выплату в полном объеме заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, предусмотренное ст. 21 ТК РФ. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, с ответчика в соответствии с правилами ч.3 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г. Ачинска в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст.194-199, 235 и 237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Катречко В.А. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с действующим трудовым законодательством размер оплаты труда работников, указанных в штатном расписании. Взыскать с индивидуального предпринимателя Катречко В.А. в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Ответчик вправе подать заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня получения его копии. Решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья подпись Е.П. Матушевская