Дело № 2-887(2012) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В., с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В., истца Бурановой В.С., представителя ответчика Зайцевой Т.С., действующей на основании доверенности от 17.02.2012г., при секретаре Егоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Бурановой В.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании действий ответчика незаконными, о предоставлении мер социальной поддержки и взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление и за освещение жилой площади, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бурановой В.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании действий ответчика незаконными, о предоставлении мер социальной поддержки и взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление и за освещение жилой площади. Свои требования мотивирует тем, что право Бурановой В.С. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. №154/12-22 согласно которого, право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Бурановой В.С. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 34 лет, ранее как педагогический работник она пользовалась льготами на отопление и освещение. 31 августа 2011г. Буранова В.С. уволилась по собственному желанию из МКОУ <данные изъяты> школы и вышла на пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Ачинского района Бурановой В.С. с 01 сентября 2011г. прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691. С 01 сентября 2011г. УСЗН администрации Ачинского района Бурановой В.С. назначены выплаты по предоставлению ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании». Согласно справке УСЗН от 17 ноября 2011г. Бурановой В.С. произведено начисление социальных выплат: за август 2011г. в сумме 1686,16 рублей и 92,51 рубля (100% отопление жилого помещения и освещение как педагогическому работнику), при этом начисление за освещение произведено в размере, установленном Методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009г. №250-п, всего на сумму 1778,67 рублей и выплачено 1778,67 рублей. При наличии у Бурановой В.С. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за сентябрь и октябрь 2011г. ей должно было быть выплачено за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения 2391,70 рубль (в виде разницы между фактическими расходами Бурановой В.С. 2912,64 и выплаченными ей УСЗН администрации Ачинского района за отопление и освещение по иным основаниям, а именно, как ветерану труда -521,94 руб.), которые она заплатила согласно сальдовой ведомости ООО «М.». В связи с непредставлением ей с 01 сентября 2011г. льгот на отопление и освещение жилого помещения в соответствии с ФЗ «Об образовании» ей не доначислено и не выплачено выплат на сумму 2391,70 рубль за сентябрь и октябрь 2011г. При таких обстоятельствах прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим исковым заявлением (л.д.2-8). Процессуальный истец – помощник Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала частично, в связи с допущенной ошибкой при расчетах просила с учетом разницы между начисленной и выплаченной денежной суммы взыскать в пользу Бурановой В.С. 1604, 34 рублей, в остальной части заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Материальный истец Буранова В.С. заявленные исковые требования поддержала частично, просила взыскать 1604, 34 рублей, в остальной части заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района Зайцева Т.С., действующая на основании доверенности № 1 от 17.02.2012г. сроком по 31.12.2012г. (л.д. 40), в судебном заседании по исковым требованиям возражала. В представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указывает, что Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании» (далее - Закон № 439-ФЗ), в соответствии с которыми меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления мер социальной поддержки за счет средств субъектов РФ. Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон края), предусматривается предоставление мер социальной поддержки (далее - МСП) педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением. На момент принятия Закона края редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривала предоставление за счет средств федерального бюджета льгот педагогическим работникам в натуральном выражении, что означало полное освобождение педагогических работников от каких-либо обязанностей, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ранее на основании редакции статьи 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшей до принятия Федерального закона № 439-ФЗ, данная льгота подлежала финансированию из федерального бюджета. При этом какого-либо порядка финансирования данной льготы Российской Федерацией не было предусмотрено. Красноярский край в качестве МСП предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам, педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края, не в натуральной форме, а в виде денежных выплат, что свидетельствует о разном характере и форме представления МСП педагогическим работникам, установленных на федеральном и краевом уровнях власти соответственно. После изменений, внесенных Законом № 439-ФЗ, статья 55 Закона РФ «Об образовании» стала предусматривать предоставление компенсации расходов на оплату ЖКХ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Таким образом, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Аналогичные МСП нашли свое отражение и в Законе края. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления МСП, установленный статьей 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Полагает также, что при рассмотрении данного дела должны быть учтены требования Бюджетного кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичным образом по статье 85 БК РФ расходные обязательства субъектов РФ возникают на основе собственных нормативных правовых актов и соглашений субъекта РФ. Льгота на отопление и освещение педагогическим работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР: постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1); постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности (пп. «б» п. 6); постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»; постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах; постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)». Очевидно, что льгота бывшим педагогическим работникам (пенсионерам) установлена не Законом РФ «Об образовании», а иными (перечисленными) федеральными нормативными актами. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся) к полномочиям субъектов РФ (полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ и, соответственно, органам местного самоуправления, не переданы). Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Как указывалось выше такого случая Законом РФ «Об образовании» и Законом края не установлено (л.д.41-47). Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить частично по следующим основаниям и в следующих размерах. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих в ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги. С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г. При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут - снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен. Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на ДД.ММ.ГГГГ, на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов. В судебном заседании установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 30 лет, Буранова В.С. работала учителем в <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.21-24). 31 августа 2011г. была уволена по истечению срока трудового договора и вышла на пенсию (л.д. 19). Все это время Буранова В.С. также проживала в <адрес>, в настоящее время проживает <адрес> с сыном А.В. и внучкой А.А. (л.д. 14). Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Буранова В.С. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а также на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Однако, в связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Ачинского района Бурановой В.С. с 01 сентября 2011г. прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела (л.д.28-29), а также не отрицалось представителем ответчика. Действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района, выразившиеся в отказе Бурановой В.С. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающей в сельском населенном пункте <адрес>, предоставления мер социальной поддержки за отопление и освещение занимаемой ею жилой площади, не позволяют последней реализовать свои конституционные права, вследствие чего, являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию. При наличии у Бурановой В.С. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за период с 01 сентября по 31 октября 2011г. ей должно было быть выплачено за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения 1604, 34 рублей, исходя из следующего расчета: За сентябрь 2011 года согласно счет квитанции об оплате за отопление 1067, 90 ( л.д. 30) Объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, определяется по вышеуказанной методике, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.1999 г № 250-п по формуле: W = S x P x K x N x D, где общая площадь жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, кВ. м (S): удельная мощность приборов освещения в расчете на один квадратный метр обшей площади жилого помещения, в размере 0,015 кВт/кВ. м (Р ); коэффициент одновременного включения приборов освещения (К) равный 0,35; среднесуточное количество часов использования приборов освещения (N), в размере 8 часов; количество дней в расчетном периоде (D), что составляет 61,9* 0,015*0,35*8*30 = 79, 20 Итого 1067, 90 + 79, 20 = 1147, 10 рублей За октябрь 2011 года отопление – 1686, 16 ( л.д. 31), за освещение 61, 9 *0,015*0,35*8*31 =81, 84 рублей, всего 1768, 00 рублей Как ветерану труда Бурановой В.С. выплачено за сентябрь и за октябрь 2011 года были предоставлены выплаты по коммунальным платежам ( в пределах социальной нормы) 1310, 76 коп ( л.д. 28-29), с учетом наличия у Бурановой В.С. права на льготы ей надлежало выплатить 1147, 10 + 1768, 00 = 2915, 10. В связи с непредставлением ей в спорный период льгот на отопление и освещение сумма недоплаты составляет 2915, 10 – 1310, 76 = 1604, 34 рублей Взыскание данной суммы именно с УЗСН администрации Ачинского района обусловлено тем, что удовлетворение за счет казны Российской Федерации требований о взыскании сумм не предоставленных педагогу льгот, предусмотренных федеральным законодательством возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством РФ и Красноярского края установлен, оснований для взыскания в пользу Бурановой В.С. определенной судом суммы расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за счет средств федерального бюджета не имеется. Надлежащим ответчиком по данному делу является Управление социальной защиты населения администрации Ачинского района Красноярского края, поскольку указанный ответчик наделен полномочиями по предоставлению денежных выплат педагогическим работникам на территории района. Таким образом, доводы представителя ответчика, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению, а требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Бурановой В.С. частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Бурановой В.С. удовлетворить частично. Признать действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Бурановой В.С. , проживающей по <адрес>, с 01 сентября 2011 года, незаконными. Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ачинского района предоставить социальную поддержку путем выплаты денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением Бурановой В.С. как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по <адрес>, и имеющему право на предоставление компенсации указанных расходов в соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании». Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района в пользу Бурановой В.С. компенсацию расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, расположенного по <адрес>, за период с 01 сентября 2011 года по 31 октября 2011 года в сумме 1604 рубля 34 копеек. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Н.В. Гудова