2-1204/2012



№ 2-1204 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Юшиной И.П.,

с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Селянской Т.В.

при секретаре Саюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шульгина, к Государственному учреждению-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации о признании действий по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными и возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,

У С Т А Н О В И Л :

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Шульгина В.П., года рождения, с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, о возложении обязанности выдать инвалиду Шульгину В.П. техническое средство реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, специального устройства для чтения «говорящих книг» магнитофон, медицинского термометра с речевым выходом, медицинского тономерта с речевым выходом. Исковые требования мотивированы тем, что Шульгин В.П. на основании справки серии МСЭ является, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, выдал направление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, на основании чего прокурор обратился с указанным заявлением в суд. (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Шульгин В.П., извещенный о дате судебного заседания, в суд не явился, надлежащим образом извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. в суд также не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.15-17) В представленном в суд заявлении заявленным исковым требованиям возражал, пояснил, что ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. №101, ФЗ от 16.07.1999г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", ФЗ от 24.05.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах". Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится Фондом социального страхования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240, утвердившим Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета (а не за счет собственных средств, с последующим возмещением из бюджета), а также в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005г. №94-ФЗ. В соответствии с действующим законодательством, по мере финансирования из федерального бюджета, на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению Государственных контрактов на поставку (изготовление) гражданам льготной категории технических средств реабилитации, оформить направления на получение (изготовление) TCP в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенного Государственного контракта.

05.12.2011г. Шульгин В.П. обратился с заявлением в Филиал №8 (Ачинский) ГУ - КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении требуемыми техническими средствами, согласно индивидуальной программе реабилитации. В этот же день ему было выдано лично под роспись уведомление о постановке на учет. По мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации.

На поставку магнитофонов, плееров для чтения "говорящих книг" в настоящее время заключен Государственный контракт с ООО ТД "Вальди" (г.Красноярск) и оформлено направление №1050 от 16.01.2012г. со сроком действия до 31.12.2012г., на поставку медицинских термометров с речевым выходом и медицинских тонометров с речевым выходом заключен Государственный контракт с ООО НПП "Сигнал TCP" (г.Москва) и оформлены направления №1134, 1140 от 09.02.2012г. со сроком действия до 31.12.2012г. Согласно условиям контрактов, именно на поставщиках лежит обязанность по непосредственному предоставлению Шульгину В.П. требуемых средств реабилитации.

Что касается трости опорной, то отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации данного вида. По мере заключения контрактов, организация-поставщик выигравшая конкурс обеспечит Шульгина В.П. тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. (л.д. 15-16)

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Шульгина В.П. следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется трости опорные и др.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Из материалов дела видно, что Шульгин В.П. является (л.д.11)

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 14 ноября 2011 года нуждается в технических средствах реаби­литации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, специального устройства для чтения «говорящих книг»: магнитола, медицинского термометра с речевым выходом, медицинского тонометра с речевым выходом. Срок проведения реабилитации с момента обращения гражданина в фонд до 01 декабря 2013 года (л.д. 9-10).

На основании заявления Шульгина В.П. о предоставлении технического средства 05 декабря 2011 года ему было выдано уведомление о том, что с этой даты поставлен на учет в филиале № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. (л.д. 7,8).

09 февраля 2012 года выдано направление в ООО НПП «Сигнал ТСР» для получения термометра и тонометра (л.д. 18-19), в ООО ТД «Вальди» для получения магнитофона, плеера для чтения «говорящих книг» (л.д. 20)

Однако, до настоящего времени технические средства реабилитации инвалиду Шульгину не выданы.

По поводу трости опорной, то государственный контракт на поставку технических средств реабилитации данного вида не заключен, направление не выдано. Между тем, непредставление инвалиду технического средства реабилитации не позволяет последним пройти необходимую комплексную реа­билитацию, направленную на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности, передвижению.

Между тем, в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со статьями 10, 11.1 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Принимая во внимание, что Шульгин состоит на учете в качестве нуждающийся в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается его право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

Таким образом, требования прокурора о наличии с 05 декабря 2011 года у Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обязанности по предоставлению инвалиду технических средств реабилитации независимо от наличия или отсутствия финансирования таких расходов является правомерным.

Суд не может согласиться с доводами ответчика об освобождении их от исполнения указанных обязанностей со ссылкой на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Шульгина техническими средствами реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, специального устройства для чтения «говорящих книг»: магнитола, медицинского термометра с речевым выходом, медицинского тонометра с речевым выходом следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика выдать техническое средство реабилитации инвалида.

Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалидов, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шульгина, удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Шульгина техническими средствами реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, специального устройства для чтения «говорящих книг»: магнитола, медицинского термометра с речевым выходом, медицинского тонометра с речевым выходом незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Шульгина года рождения, техническим средством реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, специального устройства для чтения «говорящих книг»: магнитола, медицинского термометра с речевым выходом, медицинского тонометра с речевым выходом в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Юшина И.П.