Дело № 2-1213/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 марта 2012 года г.Ачинск Красноярский край Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Щигоревой Н.М., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Суворовой Л.Ф. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Суворовой Л.Ф. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Суворову Л.Ф. техническими средствами реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Исковые требования мотивированы тем, что Суворова Л.Ф. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Суворовой Л.Ф. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Суворовой Л.Ф. Фондом социального страхования трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. 05 декабря 2011 года Суворова Л.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако тростью опорной до настоящего времени инвалид не обеспечена. Не предоставление Суворовой Л.Ф. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, создается угроза ее жизни и здоровью, в связи с чем, Суворова Л.Ф. обратилась к Ачинскому межрайонному прокурору с заявлением о необходимости обращения с иском в ее интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего Ачинский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд в защиту ее интересов (л.д.2-4). Помощник Ачинского межрайонного прокурора Щигорева Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Суворова Л.Ф., извещенная о дате судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.5). Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком по 31 декабря 2012г. (л.д.15), извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.17), в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме. Указал, что на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность провести мероприятия по заключению контрактов на поставку технических средств реабилитации, оформить направление и оплатить изделие. Ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче инвалидам непосредственно самих технических средств реабилитации. Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере финансирования из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. 05 декабря 2011 года Суворова Л.Ф. обратилась в Филиал с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы, в тот же день ей было выдано уведомление о постановке на учет. В настоящее время отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку тростей опорных. По мере заключения контракта, организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит Суворову Л.Ф. тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.13-14). Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Суворовой Л.Ф. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, согласно справки, Суворова Л.Ф. является инвалидом (л.д.10). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 10 ноября 2011 года, Суворова Л.Ф. нуждается в техническом средстве реабилитации - трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения (л.д.8-9). Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Суворовой Л.Ф. тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, согласно программе ИПР. Таким образом, согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Суворова Л.Ф. получила право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации. С этой целью Суворова Л.Ф. 05 декабря 2011 года обратилась в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением ее тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения (л.д.6). Документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. Суворова Л.Ф. поставлена на учет для получения вышеуказанного средства реабилитации, о чем ей было выдано уведомление о постановке на учет (л.д.7). Из отзыва представителя ответчика следует, что в настоящее время отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку тростей опорных. По мере заключения контракта, организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит Суворову Л.Ф. требуемым средством технической реабилитации (л.д.13-14). Вместе с тем, до настоящего времени тростью опорной Суворова Л.Ф. не обеспечена. Не предоставление Суворовой Л.Ф. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию с применением ТСР, в результате чего создается угроза ее здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти своевременно не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Суворовой Л.Ф. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Суворовой Л.Ф. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Суворову Л.Ф. техническим средством реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд. Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская