2-669 (2012) 14 марта 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В., с участием представителя истца Щигоревой Н.М., представителя ответчика ООО «ДПМК Ачинская», действующей по доверенности от 10.01.2012г. сроком до 31.12.2012г., Петровской Т.М., при секретаре Егоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» об обязании разработать и утвердить проект нормативов, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд У С Т А Н О В И Л: Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» (далее ООО «ДПМК Ачинская») разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источников загрязнения атмосферного воздуха производственной базы «Карабула»; обязать ООО «ДПМК Ачинская» разработать для обособленного территориального подразделения производственная база «Карабула» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что юридическое лицо - «Общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская», в период с апреля 2009 года по настоящее время в ходе эксплуатации производственной базы «Карабула» осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Также у предприятия отсутствует разрешительная документация в сфере отходов производства и потребления. Деятельность ООО «ДПМК Ачинская» с апреля 2009 года по настоящее время осуществляется в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, проекта нормативов ПДВ для предприятия. В связи с тем, что ответчик нарушает требования, предусмотренные ст.ст. 12, 14, 25, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением (л.д. 2-7). В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Щигорева Н.М. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика ООО «ДПМК Ачинская» Петровская Т.М., действующая на основании доверенности от 10.01.2012г. сроком до 31.12.2012г. (л.д. 48), по заявленным требованиям прокурора не возражала, пояснив суду, что документы для утверждения нормативов предельно-допустимых выбросов ООО «ДПМК Ачинская» для производственной базы п. Карабула Богучанского района направлены в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю. На утверждение проекта необходимо длительное время, в связи с чем считает, что шестимесячного срока будет достаточно для выполнения требований природоохранной прокуратуры. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Курбатов В.В., действующий на основании доверенности от 03.08.2011 года (л.д.61), в судебное заседание не явился, в поступившем отзыве, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя, полагая, что исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д. 59-60). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» одним из основных принципов охраны окружающей природной среды, которым должны руководствоваться юридические лица, оказывающие воздействие на окружающую среду, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года NT-ФЗ «Об охране окружающей среды».. .эксплуатация.. . зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Кроме того, ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Как установлено по делу, в ходе проведённой Красноярской природоохранной прокуратурой Красноярского края проверки, установлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ДПМК Ачинская», расположенного <адрес>. ООО «ДПМК Ачинская» осуществляет производственную деятельность, в том числе связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 4 промышленных площадках, расположенных на территории г. Ачинска, Ачинского и Богучанского районов (с. Карабула). В процессе производственной деятельности предприятие производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения атмосферы. На момент проведения проверки (июнь 2011 года) источниками загрязнения атмосферы на площадке № 2 являются: дымовая труба асфальтобетонной установки ТЕЛЬТОМАТ, высотой 20 м., битумохранилище, мазутохранилище, открытый склад щебня, открытый склад песка, оборудование дробильно-сортировочного комплекса № 1, оборудование дробильно-сортировочного комплекса № 2. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха производственной базы «Карабула» ООО «ДПМК Ачинская» являются: асфальтосмесительная установка СACTA MIC 75, растворобетонная установка, карьер для добычи камня, дробильно-сортировочный комплекс, автозаправочная станция, ремонтный бокс для автотранспорта (2 поста), котельная № 1 (2 котла КМЧ 9 секций, труба высотой 15 м.), котельная № 2 (2 котла КМЧ 9 секций, труба высотой 15 м.). В котельных используется уголь с Назаровского месторождения бурого угля. В 2010 году расход угля составил 211,8 тонн, за 1 квартал 2011 года - 44,8 тонн. В атмосферный воздух от сжигания угля в котельных выбрасываются загрязняющие вещества: азота оксид, азота диоксид, серы диоксид, бенз/а/пирен, пыль неорганическая. Согласно государственной статотчетности по форме 2-ТП (воздух) в атмосферный воздух выброшено 1633,981 тонна загрязняющих веществ, что свидетельствует о негативном воздействии на окружающую среду. Из материалов дела также следует, что ООО «ДПМК Ачинская» при осуществлении деятельности не соблюдает требования Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», что выразилось в том, что деятельность производственной базы «Карабула» ООО «ДПМК Ачинская» по обращению с отходами 1-5 классов опасности осуществляется без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. За допущенные нарушения норм природоохранного законодательства государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю ООО «ДПМК Ачинская» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КОАП РФ, на него наложено наказание в виде административного штрафа, что подтверждается постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-34). Выявленные нарушения ответчиком устранены не были, что подтверждается актом проверки Красноярского природоохранного прокурора соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ДПМК Ачинская» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «ДПМК Ачинская» осуществляет свою деятельность при отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов для предприятия, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, а также установлено, что деятельность производственной базы «Карабула» ООО «ДПМК Ачинская» по обращению с отходами 1-5 классов опасности осуществляется без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 9-10). Из представленного ООО «ДПМК Ачинская» отзыва на исковое заявление (л.д. 49-50) следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком разработаны проекты нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу и проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения для производственной базы, расположенной в с. Карабула Богучанского района Красноярского края. 19 декабря 2011 года проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу передан для проведения экспертизы в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (л.д. 51). Установленный срок проведения экспертизы составляет 2 месяца. Разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения также в октябре 2011 года был передан для утверждения в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, однако 31.10.2011 года письмом № 01-1/60 -7464 был возвращен на доработку без утверждения (л.д. 52). При этом было указано, что для утверждения указанных нормативов необходимо предоставление правоустанавливающих документов о наличии у ООО «ДПМК Ачинская» территориально обособленного подразделения (филиала) в с. Карабула. Правоустанавливающие документы на обособленное подразделение (филиал) в с. Карабула ООО у «ДПМК Ачинская» отсутствуют. В с. Карабула размещается производственно-бытовая база ООО «ДПМК Ачинская», предназначенная для производства строительных материалов и проживания работников при выполнении работ на строительных объектах в Богучанском районе Красноярского края и правового статуса филиала (обособленного подразделения) не имеет. Между тем, согласно п.4 Приказа МНР РФ от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с п.5 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 №703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно. Согласно п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 23.12.2009 №314 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1- предприятие «Основные сведения о деятельности организации» обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. ООО «ДПМК Ачинская» приказом от 03 февраля 2012 года № 028/2-П утвержден план мероприятий по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, которым срок разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, с учетом длительности процедуры согласования, установлен до 01.06.2012г. (л.д. 54, 55). Таким образом, суд полагает, что поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов, деятельность ответчика по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс, без проекта предельно допустимых выбросов создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований природоохранного законодательства. Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для проведения экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов, оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения в с.Карабула и его утверждения. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источников загрязнения атмосферного воздуха производственной базы «Карабула» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» разработать для обособленного территориального подразделения производственная база «Карабула» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.