2-1283/2012



Дело № 2- 1283 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием прокурора Поплеевой Г.А.

при секретаре Хандошко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Щербаковой к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании незаконными действий по не прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности незаконными, о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах Щербаковой Н.Я. обратился в суд к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании действий по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Щербаковой Н.Я. как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу, Красноярский край, Ачинский район, пос. Горный ул. Молодежная, с 01 декабря 2011 года, незаконными, о взыскании с Управления в пользу Щербаковой Н.Я., компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, поселок Горный, улица Молодежная, за декабрь 2011 года в сумме 982 рубля 31 копейка, мотивируя свои требования тем, что согласно абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получений пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Право Шербаковой Н.Я. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими па пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. № 154/12-22, согласно которому право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Щербаковой Н.Я. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 42 лет, ранее как педагогический работник она пользовалась льготами на отопление и освещение, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района. 03 ноября 2011 года Щербакова Н.Я. уволилась по собственному желанию из муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» п. Малиновка в связи с выходом на пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Ачинского района Щербаковой Н.Я. с 01 декабря 2011г. прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010 г. №10-4691. Определением Верховного суда Российской Федерации от 18,04.2007 г, № 53-Г07-4 указано, что по смыслу ст. 55 Закона РФ "Об образовании" право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях. Согласно Закону Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" принятие решения о предоставлении денежных выплат или об отказе в их предоставлении, расчет размера денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории Ачинского района данными полномочиями наделено Управление социальной защиты населений администрации Ачинского района. Педагогические работники, проживающие в сельской местности и вышедшие на пенсию, пользуются услугами жилищно-коммунальных организаций по отоплению жилых помещений на основании заключенных договоров, поэтому незаконными действиями Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению Щербаковой Н.Я. выплат за отопление жилого помещения и произведению расчета выплат жилищной субсидии па основании закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" нарушают нрава последней на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и сельской местности в полном объеме.

01 декабря 2011 года УСЗН администрации Ачинского района Щербаковой Н.Я. назначены выплаты по предоставлению ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах", что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч, 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании". Так, согласно справки УСЗН администрации Ачинского района от 17 февраля 2012 г. Щербаковой Н.Я. произведено начисление социальных выплат: за ноябрь 2011 г. в сумме 1393 рубля 16 копеек и 50 рублей 48 коп. (100% отопление жилого помещения и освещение как педагогическому работнику, при этом начисление за освещение произведено в размере установленном Методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009 №250-п), всего на сумму 1443 рубля 64 копейки и выплачено 1443 рубля 64 копейки. При наличии у Щербаковой Н.Я. права па льготы в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" за декабрь 2011г. ей должно было быть выплачено за отопление занимаемого ею жилого помещение 1393 руб. 16 коп., которые она заплатила согласно сальдовой ведомости в ООО « А »,

В связи с непредставлением ей с 01 декабря 2011 г. льгот на отопление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" ей не доначислено и не выплачено выплат в сумме 982 руб. 31 коп. за декабрь 2011г. Действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению Щербаковой Н.Я. как педагогическому работнику, вышедшему па пенсию и проживающей в сельском населенном пункте Ачинского района выплат за отопление занимаемой жилой площади и за освещение не позволяют последней реализовать свои конституционные права, вследствие чего, являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию.(л.д. 2-6)

В дальнейшем прокурором были уточнены расчеты по недоначисленных и невплаченных Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района Красноярского края платы Щербаковой Н.Я. плата за жилое помещение с отоплением за декабрь 2011 г.: начислено управляющей компаний 1393 руб.16 коп; произведены выплаты Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района как Щербаковой Н.Я. ветерану труда за декабрь 2011г., а именно: 410 руб.85 коп. (за отопление) + 53 руб. 22 коп. (за холодную воду) = 464 руб. 07 коп. Сумма компенсации социальной поддержки не выплаченная Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района Щербаковой Н.Я. как педагогическому работнику, проработавшему и проживающему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и продолжающему проживать в сельской местности, за декабрь 2011г. за отопление занимаемой жилой площади составляет: 1393 руб. 16 коп. - 464 руб. 07 коп. = 929 руб. 09 коп. Данную сумму прокурор просил взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района Красноярского края в пользу Щербаковой Н.Я.

Определением суда от 02 апреля 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмера спора, привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д. 71)

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

В судебное заседание истец Щербаковой Н.Я. не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее иск поддерживала в полном объеме (л.д. 69,70)

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района Красноярского края в лице Зайцевой Т.С., действующей по доверенности (л.д. 68), в суд не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, причины неявки суду не сообщил, ранее против иска возражала, пояснив, что с декабря 2011 года выплата была прекращена в связи с выходом Щербаковой в ноябре 2011 года на пенсию. В ФЗ «Об образовании» в новой редакции внесены изменения, которые указывают на то, что льготы имеют работающие педагоги в сельской местности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмера спора, Министерство социальной политики Красноярского края в лице первого заместителя министра края Г.М. Ковалева также в суд не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Согласно представленному в суд отзыву против иска возражает, пояснив, что Щербакова Н.Я. в соответствии с законодательством РФ и края имеет два льготных статуса: «ветеран труда» и «педагог-пенсионер». Щербаковой Н.Я., как ветерану труда, в соответствии со статьей 2 Закона края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» за указанный в иске период были предоставлены МСП в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (22 кв.м.) и нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, на оплату отопления, электроснабжения, жилого помещения (жилищной услуги, вывоза твердых бытовых отходов, капитального " ремонта). При этом статьей 7 Закона края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» установлено, что лицам, имеющим право на предоставление одинаковых МСП по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, предоставляются МСП по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору. В силу требований п. 5 статьи 5 Закона края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон края) педагогическим работникам, имеющим право на предоставление денежных выплат по настоящему Закону и МСП на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иному нормативному правовому акту, МСП предоставляются по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору. В связи с тем, что у истца по двум вышеназванным нормативным актам одновременно возникает право на получение одной и той же МСП, он самостоятельно выбирает одну из них по своему усмотрению. Краевой законодатель не предусматривает случаев и права одновременного -получения одной и той же МСП по двум основаниям. Назначение любых МСП носит заявительный характер и только в случае подачи письменного заявления лицом, имеющим право на МСП, производится их назначение. Управление не назначает МСП по своему желанию и своему усмотрению.

Во-вторых, истец делает совершенно неверный вывод из изложенного в Определении Верховного Суда РФ от 18.04.2007 № 53-Г07-4. Предметом рассмотрения Верховного Суда РФ была форма предоставления МСП педагогическим работникам, а не категория лиц, имеющих право на получение МСП. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона края от 17.12.2004 №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставлялись субсидии в следующих размерах: а) 100 % оплаты жилья; б) 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими, поименованной выше нормы, сославшись на ее противоречие статье 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании») в той части, что краевым законодателем произведена замена натуральных льгот на субсидии работникам образования без внесения соответствующих изменений в федеральные законы, установившие натуральные льготы. Иного толкования изложенному в определении от 18.04.2007 № 53-Г07-4 Верховный суд РФ не придавал.

В-третьих, истец неверно оценил момент возникновения у Щербаковой Н.Я. права на получение МСП путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением по статусу «педагог-пенсионер», не применил нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которыми МСП, предоставляемые педагогическим работникам в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления МСП за счет средств субъектов РФ. Закон края был принят как инициативный (дополнительный), т.к. на момент его принятия редакция абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривала предоставление за счет средств федерального бюджета льгот педагогическим работникам в натуральном выражении. На протяжении ряда лет данные МСП федеральными органами государственной власти финансово не обеспечивалась. В рамках реализации Красноярским краем полномочий по установлению субъектом РФ дополнительных МСП, предусмотренных статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», был принят Закон края. Данные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Финансирование вышеуказанных полномочий не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Реализуя данное инициативное полномочие, а не статью 55 Закона РФ «Об образовании», Красноярский край в качестве МСП предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам не в натуральной форме, а в виде денежных выплат, что свидетельствует о разном характере и форме представления МСП педагогическим работникам, установленных на федеральном и краевом уровнях власти соответственно. Тем не менее, абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. После передачи 29.12.2010 полномочий РФ субъектам РФ внесение изменений в Закон края не потребовалось. При оценке нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых с целью установления порядка предоставления МСП педагогическим работникам, работающим в сельской местности, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ проверяли данные акты на предмет того, чтобы объем МСП педагогов, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, не был снижен по сравнению с мерами, установленными абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании». В статье 3 Федерального закона № 439-ФЗ установлено следующее: «Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем МСП, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона». В соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользовались правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных МСП, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

В соответствии со статьей 74 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Следуя из буквального толкования статьи 55 Закона РФ «Об образовании» пенсионеры из числа педагогических работников не включались (и не включаются) в круг субъектов правоотношений, которым предоставлялась льгота в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением.

Данный вывод нашел свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 № 240-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», предметом рассмотрения которого был запрос ОАО «Карельская энергосбытовая компания», по мнению которого гарантированные на федеральном уровне абз. 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» льготы в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением ущемляли права пенсионеров, проработавших не менее 10 лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Конституционным Судом РФ было установлено, что оспариваемое в запросе положение Закона РФ «Об образовании» - как закрепляющее МСП, в частности право на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением, и порядок их предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений - не затрагивает вопросов, касающихся оснований и порядка предоставления МСП указанной категории пенсионеров.

Льгота на отопление и освещение педагогическим работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР (т.е. государства):

постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1);

постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности (пп. «б» п

6);

постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»;

постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах;

постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Очевидно, что льгота бывшим педагогическим работникам (пенсионерам) установлена не Законом РФ «Об образовании», а иными (перечисленными) федеральными нормативными актами, выступающими в качестве самостоятельных актов.

Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относится к полномочиям субъектов РФ (полномочия не переданы).

В соответствии с положениями статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

При рассмотрении данного иска подлежат применению нормы Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

В соответствии с ч. 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства РФ возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичным образом по статье 85 БК РФ расходные обязательства субъектов РФ возникают на основе собственных нормативных правовых актов и соглашений субъекта РФ.

В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края в соответствии с Законом края (п. 13 статьи 1). С 01.01.2012 данные полномочия расширены и включена категория - педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.

Главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на данные цели выступает министерство. Финансирование государственных полномочий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований. В силу требований статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями и отвечает (выступает в суде) соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. (л.д. 76-78)

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих в ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившие Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г.

При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.

Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Как установлено по делу, с 15 августа 1969 года по 03 ноября 2011 года (42 года) Щербакова Н.Я. работала воспитателем детского сада в п. Горный Ачинского района Красноярского края (л.д.14-17). Уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту. (л.д. 18) С 1997 года является Ветераном труда (л.д. 18)

Все это время проживает по адресу: Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, с супругом Е., квартира в собственности (л.д. 19,20).

Однако, в связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Ачинского района Щербаковой Н.Я. с 01 декабря 2011 года прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела (л.д.21-24).

Действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района, выразившиеся в отказе истцу как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающей в сельском населенном пункте п. Горный Ачинского района, предоставления мер социальной поддержки за отопление и освещение занимаемой ею жилой площади, не позволяют последней реализовать свои конституционные права, вследствие чего, являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию.

При наличии у Щербаковой Н.Я. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за декабрь 2011 года ей должно было быть выплачено за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения 929 руб. 09 коп. исходя из следующего расчета:

начислено управляющей компаний 1393 руб.16 коп; произведены выплаты Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района как Щербаковой Н.Я. ветерану труда за декабрь 2011г., а именно: 410 руб.85 коп. (за отопление) + 53 руб. 22 коп. (за холодную воду) = 464 руб. 07 коп. Сумма компенсации социальной поддержки не выплаченная Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района Щербаковой Н.Я. как педагогическому работнику, проработавшему и проживающему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и продолжающему проживать в сельской местности, за декабрь 2011г. за отопление занимаемой жилой площади составляет: 1393 руб. 16 коп. - 464 руб. 07 коп.

Взыскание данной суммы именно с УЗСН администрации Ачинского района обусловлено тем, что удовлетворение за счет казны Российской Федерации требований о взыскании сумм не предоставленных педагогу льгот, предусмотренных федеральным законодательством, возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством РФ и Красноярского края установлен, оснований для взыскания в пользу Щербаковой Н.Я. определенной судом суммы расходов по оплате отопления жилого помещения с отоплением за счет средств федерального бюджета не имеется.

Надлежащим ответчиком по данному делу является Управление социальной защиты населения администрации Ачинского района Красноярского края, поскольку указанный ответчик наделен полномочиями по предоставлению денежных выплат педагогическим работникам на территории района.

Таким образом, доводы представителя ответчика и третьего лица, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению, а требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Щербаковой Н.Я. удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Щербаковой удовлетворить.

Признать действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Щербаковой, проживающей по адресу: Красноярский край Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, с 01 декабря 2011 года незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ачинского района предоставить социальную поддержку путем выплаты денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением Щербаковой как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, и имеющей право на предоставление компенсации указанных расходов в соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании».

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района в пользу Щербаковой компенсацию расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, за декабрь 2011 года в сумме 929 (девятьсот двадцать девять) рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.П. Юшина