Дело № 2-1774/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А., при секретаре Зависновой М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Красевской В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании незаконными действий по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения и взыскании расходов на оплату жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Красевской В.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании действий по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением незаконными, взыскании расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, мотивируя тем, что право Красевской В.А. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. №154/12-22 согласно которого, право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Красевской В.А. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 26 лет, ранее как педагогический работник она пользовались льготами на отопление и освещение. 09 сентября 2011г. Красевская В.А. уволилась из МКДОУ «Малиновский детский сад» и вышла пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН Красевской В.А. с 01 октября 2011г. прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, в связи с чем, она обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее прав. При наличии у Красевской В.А. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» ей должно быть выплачено за отопление занимаемого ею жилого помещения за ноябрь и декабрь 2011 г. 2293,61 руб. х 2=4587,22 руб., которые она оплатила ООО «УК ЖКХ Малиновское», а также за освещение в размере 228,67 руб., а всего на сумму 4815,89 руб. (л.д.2-6). Уточнив исковые требования, прокурор просит взыскать с ответчика компенсацию расходов Красевской ВА по оплате за жилое помещение с освещением за ноябрь-декабрь 2011 г. 6195,09 руб., указав, что поскольку педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предоставляются денежные выплаты в размере 100% оплаты жилой площади; 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема. Красевской В.А. за ноябрь и декабрь 2011 года согласно счетов-квитанций и финансового лицевого счета начислено за указанный период по оплате ее жилого помещения с отоплением (в размере 100% за содержание, за отопление и ТБО - вывоз твердых бытовых отходов) в размере 5966,42 руб. и за освещение за указанный период в размере 228,67 руб. (л.д.52-54). Определением от 26.04.2012 г. для участия в дело в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д.56А). Процессуальный истец Коняшкина Л.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме с учетом уточненных требований по аналогичным основаниям. Материальный истец Красевская В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о вручении повестки (л.д.73), просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 71). Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.74,79), в отзыве против исковых требований возражал мотивируя тем, что Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании» (далее - Закон № 439-ФЗ), в соответствии с которыми меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления мер социальной поддержки за счет средств субъектов РФ. Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон края), предусматривается предоставление мер социальной поддержки (далее - МСП) педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением. На момент принятия Закона края редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривала предоставление за счет средств федерального бюджета льгот педагогическим работникам в натуральном выражении, что означало полное освобождение педагогических работников от каких-либо обязанностей, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ранее на основании редакции статьи 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшей до принятия Федерального закона № 439-ФЗ, данная льгота подлежала финансированию из федерального бюджета. При этом какого-либо порядка финансирования данной льготы Российской Федерацией не было предусмотрено. Красноярский край в качестве МСП предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам, педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края, не в натуральной форме, а в виде денежных выплат, что свидетельствует о разном характере и форме представления МСП педагогическим работникам, установленных на федеральном и краевом уровнях власти соответственно. После изменений, внесенных Законом № 439-ФЗ, статья 55 Закона РФ «Об образовании» стала предусматривать предоставление компенсации расходов на оплату ЖКХ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Таким образом, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льгот исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Аналогичные МСП нашли свое отражение и в Законе края. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления МСП, установленный статьей 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Полагает также, что при рассмотрении данного дела должны быть учтены требования Бюджетного кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичным образом по статье 85 БК РФ расходные обязательства субъектов РФ возникают на основе собственных нормативных правовых актов и соглашений субъекта РФ. Льгота на отопление и освещение педагогическим работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР, которыми не предусмотрено право работающих педагогических работников на льготу «отопление», а только на «бесплатное топливо с доставкой на дом и освещение». Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся) к полномочиям субъектов РФ (полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ и, соответственно, органам местного самоуправления, не переданы). Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ(л.д.59-67). Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом телефонограммой, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по заявленным исковым требованиям возражает (л.д.78). Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих в ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. З п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. Таким образом, с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам предоставлялись в натуральной форме, в виде бесплатной услуги. С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: 100% оплаты жилой площади;100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г. При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут - снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен. Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов. Как установлено по делу, с 25 ноября 1985 г. по 09 сентября 2011г. (26 лет) Красевская В.А. работала воспитателем детского сада в п. Малиновка Ачинского района Красноярского края (л.д.12-15,16). 09 сентября 2011г. была уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по возрасту. С 25.01.1991 года Красевская В.А. проживает по адресу: … с супругом ФИО, дочерью ФИО и зятем ФИО (л.д.11). В связи с прекращением трудовых отношений, УСЗН с 01 октября 2011г. прекратило Красевской В.А. выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справкой УСЗН (л.д.21). На основании изложенного, учитывая, что Красевская ВА имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 10 лет, в период работы ей предоставлялась льгота по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, после выхода на пенсию, она также имеет право на получение данной льготы. В связи с этим, за ноябрь, декабрь 2011г. ей должно было быть выплачено за содержание, отопление занимаемого ею жилого помещения и вывоз твердых бытовых отходов 5966,42 руб. рубля, которые она заплатила согласно сальдовой ведомости ООО «УК ЖКХ Малиновское» и квитанциям (л.д. 19,20), а также за освещение в размере 228,67 руб., оплаченные ею по квитанции в Ачинское межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт», а всего на сумму 6195,09 руб. (5966,42 руб. +228,67 руб.). Указанная сумма не оспаривалась ответчиком, кроме того, ее размер проверен судом по имеющимся материалам дела и признан обоснованным, в связи с чем, подлежит взысканию в полном объеме. Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания спорных сумм являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить. Признать действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Красевской В.А., проживающей по адресу: …, за ноябрь-декабрь 2011 года, незаконными. Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района в пользу Красевской В.А. расходы на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, расположенного по адресу: …, за ноябрь, декабрь 2011 года в сумме 6195 рублей 09 копеек. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок один месяц со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Т.Н. Настенко