2-1423/2012



Дело № 2-1423 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием помощника прокурора Картышовой Е.А.

представителя ответчика Главы М. сельсовета Ачинского района Красноярского края Аржаных Н.Н., действующего на основании постановления (л.д. 53)

при секретаре Забегаевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.О. Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования М. сельсовет Ачинского района Красноярского края о признании бездействия по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорого местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения, о возложении обязанности провести оценку технического состояния дорого местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения,

У С Т А Н О В И Л:

И.О. Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования М. сельсовет Ачинского района Красноярского края о признании бездействия по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорого местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения, о возложении обязанности провести оценку технического состояния дорого местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения сельсовета: п. Малиновка, улицы Цветочная, Центральная, Солнечная, Молодежная, Полевая, Новая Садовая, кварталы 1,2,3,4 и в д. Ильинка улицы Центральная, Озерная и Лесная.

В обоснование искового требования прокурор ссылался на те обстоятельства, что в результате проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования М. сельсовет Ачинского района Красноярского края выявлены нарушения. Так, действующим законодательством - ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказа N 80 Министерства транспорта Российской Федерации "О едином государственном реестре автомобильных дорог" от 20 мая 2009 года, Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 года, Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года за № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений для планирования развития сети автомобильных дорог. Техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ, независимо от их форм собственности и значения. По утверждению прокурора, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Между тем, согласно полученным от ответчика сведениям отсутствуют паспорта на автомобильные дороги, проходящие по улицам Цветочная, Центральная, Солнечная, Молодежная, Полевая, Новая Садовая, кварталы 1,2,3,4 в поселке Малиновка и улицам Центральная, Озерная и Лесная в д. Ильинка. Принимая во внимание, что безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, в этой связи прокурор находил наличие оснований для разрешения сложившейся ситуации в судебном порядке (л.д. 2-3).

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что поскольку не являются собственниками внутрипоселковых автомобильных дорог, расположенных на территории М. сельсовета, не являются ответчиками по данному делу (л.д. 14-15)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмера спора, администрации Ачинского района в лице Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности (л.д. 43) также в суд не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, против иска возражает, поскольку в отношении спорных дорог не установлен собственник, право собственности не зарегистрировано (л.д. 63-64)

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно письменному сообщению главы администрации М. сельсовета автомобильные дороги, проходящие по улицам Цветочная, Центральная, Солнечная, Молодежная, Полевая, Новая Садовая, кварталы 1,2,3,4 в поселке Малиновка и улицам Центральная, Озерная и Лесная в д. Ильинка, расположенные в границах муниципального образования, не включены в реестр муниципального имущества и не имеют технические паспорта.

Между тем, в силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Устава М. сельсовета Ачинского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог в осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ(л.д.38)

Исходя из п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: в частности, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13, Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

В силу ст.17 данного ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 "Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного Постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд.

Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО М. сельсовет Ачинского района Красноярского края, автомобильные дороги расположены в границах населенного пункта п. Малиновки и д.Ильинка, то паспортизацию автомобильных дорог по улицам Цветочная, Центральная, Солнечная, Молодежная, Полевая, Новая Садовая, кварталы 1,2,3,4 в поселке Малиновка и улицам Центральная, Озерная и Лесная в д. Ильинка должна осуществлять именно администрация МО М. сельсовет Ачинского района Красноярского края.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств на выполнение вышеуказанных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.

Учитывая, что п. 6 ст. 13 ФЗ от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, то бездействие администрации по проведению паспортизации местных дорог общего пользования нарушает предоставленное п. 1 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, судебная защита которого гарантирована п. 1 ст. 46 Конституции РФ, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать администрацию муниципального образования М. сельсовета Ачинского района Красноярского края провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения, при этом определить срок для исполнения решения суда до 1 декабря 2013 года. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для работ с учетом процедуры оформления, составления проекта бюджета, его принятия, получения денежных средств, выполнения работ по межеванию границ и изготовлению межевых планов земельных участков под автодорогами, заключения договора с организацией, имеющей право на проведение соответствующего вида работ, разработки и направления на согласование.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 321ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию муниципального образования М. сельсовет Ачинского района Красноярского края обязанность провести техническое состояние и паспортизацию оформить технический паспорт автомобильных дорог по улицам Цветочная, Центральная, Солнечная, Молодежная, Полевая, Новая Садовая, кварталы 1,2,3,4 в поселке Малиновка и улицам Центральная, Озерная и Лесная в д. Ильинка в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 256-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Ведомственных строительных норм (ВСП) "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" в срок до 01 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.П. Юшина