№ 2-2390(2012) Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности от 19 декабря 2011 года № 147 (л.д.13). при секретаре Загребельной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Ботвиненко Л.Ф. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконными, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Ботвиненко Л.Ф. с исковым заявлением к ГУ КРО ФСС РФ о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить Ботвиненко Л.Ф. тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов 11.05.2012 г. установлено, что инвалид Ботвиненко Л.Ф. не обеспечена указанным техническим средством реабилитации, в котором согласно индивидуальной программе реабилитации она нуждается, и 25.01.2012 г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технического средства реабилитации, которое ответчик принял, однако техническим средством реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен (л.д. 2-4). В судебном заседании помощник прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям. Истец Ботвиненко Л.Ф. в суд не явилась, извещалась надлежащим образом (л.д.14),просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что трость ей до настоящего времени не предоставлена (л.д.15). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по иску возражал, суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение (изготовление) ТСР в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенному Государственному контракту. Фонд социального страхования осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. По мере поступления средств из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. По мере заключения контракта, организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит Ботвиненко Л.Ф. тростью опорной. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является лицом, обязанным обеспечить инвалида Ботвиненко Л.Ф. техническими средствами реабилитации в порядке, предусмотренном законом. Из материалов дела следует, что инвалид Ботвиненко Л.Ф. согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №715 от 17.05.2010 г. нуждается в техническом средстве реабилитации - трости опорной регулируемой длины с рукояткой анатомической формы с устройством противоскольжения (л.д. 8-9). 25.01.2012 г. Ботвиненко Л.Ф. обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: тростью опорной (л.д.6). Согласно уведомлению от 25.01.2012 г. документы, поданные Ботвиненко Л.Ф., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д.7). Однако, в нарушение предусмотренного законом срока, направление на получение трости Ботвиненко Л.Ф. выдано не было, в связи с чем, тростью Ботвиненко Л.Ф. не обеспечена до настоящего времени, что не позволяет ей пройти необходимую реабилитацию. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ, что является нарушением прав инвалида. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в результате бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, инвалид Ботвиненко Л.Ф. не обеспечена необходимым техническим средством реабилитации. Доводы ответчика об отсутствии своевременного и полного финансирования, необходимого для заключения государственных контрактов на поставку ТСР, суд не может принять во внимание, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить. Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Ботвиненко Л.Ф. техническим средством реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с рукояткой анатомической формы с устройством противоскольжения, незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда обеспечить Ботвиненко Л.Ф. техническим средством реабилитации- тростью опорной регулируемой длины с рукояткой анатомической формы с устройством противоскольжения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд. Федеральный судья Т.Н. Настенко