Дело №2-2038/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И., с участием прокурора Голубковой Ю.А., ответчика МКОУ Ястребовская СОШ Безбоковой Т.А., действующей на основании приказа Управления образования администрации Ачинского района от 03 июля 2008г. (л.д.21), представителя третьего лица администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 22 февраля 2012г. сроком по 31 декабря 2012г. (л.д.28), представителя третьего лица Управления образования администрации Ачинского района Максимова Д.И., действующего на основании доверенности от 01 июня 2011г. сроком на один год (л.д.15), при секретаре Слепуха Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МКОУ Ястребовская средняя общеобразовательная о признании незаконным бездействия и обязании установить на маршрутах движения школьного автобуса специальные остановочные знаки, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МКОУ Ястребовская средняя общеобразовательная школа (далее - Школа) о признании незаконным бездействия и обязании установить на маршрутах движения школьного автобуса «с. Ястребово - КГБУ СО СРЦН «Ястребовский» - с. Ястребово», «с. Ястребово - д. Барабановка - д. Н. Ильинка – с. Ястребово» специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей. Свои требования мотивирует тем, что на балансе Школы имеется автобус, предоставленный в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» для перевозки детей по указанному выше маршруту. В нарушение требований «Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами», утверждённого Приказом от 08.01.1997 года №2 Министерства транспорта РФ, при организации перевозок детей по вышеуказанному маршруту, согласно акту обследования дорог подвоза учащихся в МКОУ Ястребовская СОШ отсутствуют специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса осуществляющего перевозку детей. Руководством МКОУ Ястребовская СОШ не соблюдаются нормы законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование», о безопасности дорожного движения, о транспортной безопасности и иные нормативно-правовые акты с сфере организации перевозок детей, что неизбежно приводит к нарушению прав и интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, в связи с чем прокурор обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением (л.д.2-4). В судебном заседании представитель истца - помощник Ачинского межрайпрокурора Голубкова Ю.А. настаивала на исковых требованиях по аналогичным основаниям. Представитель ответчика МКОУ Ястребовская СОШ Т.А. Безбокова (полномочия проверены) в судебном заседании по поводу исковых требований не возражала, однако, пояснила, что в бюджете средства на установку знаков не предусмотрены, в связи с чем просила установить срок выполнения данного обязательства в размере одного года. В ранее представленном отзыве против удовлетворения исковых требований возражал, поскольку ответчик не является собственником автобусов, перевозящих детей, автобусы находятся в оперативном управлении школы, следовательно, требования следует предъявлять к администрации Ачинского района (л.д.13). Представитель третьего лица Управления образования администрации Ачинского района Д.И. Максимов (полномочия проверены) в судебном заседании также относительно исковых требований не возражал. В ранее направленном в суд отзыве отразил позицию аналогичную позиции представителя школы (л.д.14). Представитель третьего лица администрации Ачинского района Ключеня О. Н. в судебном заседании относительно исковых требований не возражала. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям. Часть 1 статьи 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья. В силу ст. 51 Закона «Об образовании», образовательное учреждение Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статья 24 вышеуказанного закона прямо закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Кроме того, Приказом от 08.01.97 г. №2 Министерства транспорта Российской Федерации утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». Пунктом 5.23 вышеуказанного положения предусмотрено, что при организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование Состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; установить на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Согласно п. 4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утверждённого Приказом от 08.01.97г. № 2 Министерства транспорта Российской Федерации, обследование автобусных маршрутов с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательствами и иными нормативными правовыми документами. Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Ачинского района от 10.12.2011года «1057-П утверждена муниципальная программа школьных перевозок Ачинского района на 2012 год, в соответствии с которой утверждены маршруты движения школьных автобусов (л.д.6-7). На основании договора от 31 августа 2010г. заключен договор, предметом которого является закрепление за школой на праве оперативного управления движимого муниципального имущества - автобуса специального для перевозки детей ГАЗ для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом Школы (л.д.8-9). В день заключения договора указанный автобус был передан по акту приема-передачи администрацией Ачинского района и принят МОУ Ястребовская средняя общеобразовательная школа (л.д.9, оборот). Кроме того, отдельным актом от 31 августа 2010г. Школой от администрации Ачинского района принят также по акту приема-передачи паспорт транспортного средства на указанный выше автобус (л.д.10). С момента передачи автобуса он находится на праве оперативного управления у Школы, которая использует его для перевозки детей по установленному администрацией Ачинского района маршруту «с. Ястребово - КГБУ СО СРЦН «Ястребовский» - с. Ястребово», «с. Ястребово - д. Барабановка - д. Н. Ильинка – с. Ястребово», чего ни одна из сторон в судебном заседании не отрицала. Между тем, при проведении комиссионного обследования состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций, выявлено, что на указанном маршруте отсутствуют специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей, что подтверждается актом проверки от 06.04.2012 год (л.д.5). Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что руководством МКОУ Ястребовская СОШ не соблюдаются нормы законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование», о безопасности дорожного движения, о транспортной безопасности и иные нормативно-правовые акты в сфере организации перевозок детей, что неизбежно приводит к нарушению прав и интересов граждан, в том числе несовершеннолетних. Бездействие ответчика является незаконным, что влечет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством в виде принудительного обвязывания к совершению определенных действий, что предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и дает суду все основания для удовлетворения заявленных требований. При этом доводы представителя МКОУ Ястребовская средняя общеобразовательная школа, а также представителя управления образования администрации г. Ачинска о том, что Школа не является надлежащим ответчиком по делу судом не могут быть приняты во внимание, поскольку указанным выше п. 5.23 Приказом от 08.01.97 г. №2 Министерства транспорта Российской Федерации утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» указано на обязанность владельцев автобусов, в частности, по установке на маршрутах специальных остановочных знаков с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Так, согласно ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. На основании изложенного, учитывая, что Школа является владельцем автобуса, а законодатель не требует установки специальных остановочных знаков собственником транспортного средства, а возлагает данную обязанность именно на владельца, суд полагает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, срок для выполнения данной обязанности с учетом требований разумности и справедливости, а также социальной важности рассматриваемого спора, суд полагает необходимым установить срок равный 6 месяцам. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайпрокурора удовлетворить в полном объеме. Обязать МКОУ Ястребовская средняя общеобразовательная школа Ачинского района Красноярского края установить на маршрутах движения школьного автобуса «с. Ястребово - КГБУ СО СРЦН «Ястребовский» - с. Ястребово», «с. Ястребово - д. Барабановка - д. Н. Ильинка – с. Ястребово» специальный остановочный знак с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей, в срок до 01 сентября 2012 г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок один месяц со дня вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Ачинский суд. Судья Лазовская Г.И. Мотивированное решение изготовлено 05.06.2012 г.
создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся воспитанников. Следовательно, общеобразовательные
учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.