Дело № 2- 1790 (2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В., с участие представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А., представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Спивак С.Ю., действующей на основании приказа о приеме работника на работу №-л от 24.09.2008 г. (л.д. 26), представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Кургановой Н.А., действующей на основании доверенности от 26.04.2012 г., сроком на один год (л.д. 23), при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверки Ачинской межрайонной прокуратурой было установлено, что в нарушение норм трудового законодательства в МБОУ «СОШ» №1 г. Ачинска не проведена аттестация рабочих мест, не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в классах повышенной опасности, а именно: учителей биологии, физики, химии, информатики, трудового обучения, физической культуры. В целях восстановления нарушенных прав работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д.2-3). Представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявление (л.д. 34-оборот листа). Представитель ответчика МБОУ «СОШ» № 1 г. Ачинска Спивак С.Ю. по заявленным исковым требованиям не возражала, просила продлить срок проведения аттестации рабочих мест до сентября 2013 года. Мотивировала требования тем, что на 2012 год денежные средства на проведение аттестации не запланированы, в связи с чем, только при формировании бюджета на 2013 год Управлением образования будут включены расходы на проведение аттестации в образовательных учреждениях. Просила предоставить время для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до сентября 2013 года (л.д. 34 –оборот листа). Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Курганова Н.А. в судебном заседание пояснила, что с требованиями прокурора согласны, однако для проведения процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо выделение дополнительных бюджетных средств. В бюджете города Ачинска на 2012 год данные виды расходов не запланированы, так как бюджет образовательных учреждений формировался в июле-августе 2011 года, утверждался в октябре - ноябре 2011 года. В связи с дефицитом бюджетных средств, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу, провести аттестацию всех рабочих мест в МБОУ СОШ № 1 не имеется возможности. В настоящее время, стоимость одного рабочего места составляет 2360,00. В соответствии с требованиями условий аттестации охватывается период теплого и холодного и холодного времени года, поэтому при заключении договора на проведение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда должна учитываться температура окружающей среды: от - 10 до +10 градусов. Срок проведения аттестации по условиям труда составляет не менее 150 рабочих дней, в специализированной фирме, которая оказывает услуги за более приемлемую цену. МБОУ СОШ № 1 является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета города Ачинска через ОКК по г. Ачинску и Ачинскому району на основании муниципального задания учреждения и плана финансово - хозяйственной деятельности. Образовательное учреждение дополнительных источников финансирования не имеет, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не занимается. Вследствие этого, из своих собственных средств, проведение аттестации в МБОУ СОШ № 1 представляется затруднительным, средства на проведение аттестации в настоящее время изыскиваются из бюджета учреждения. Директор образовательного учреждения обращался в Управление образования с просьбой оказать помощь в решении проблемы дополнительного финансирования для проведения процедуры аттестации отдельных рабочих мест по условиям труда. Управление образования направило письмо в Администрацию г. Ачинска о выделении бюджетных средств на проведение аттестации в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города. При формировании бюджета на 2013 год Управлением образования будут включены расходы на проведение аттестации в образовательных учреждениях. В связи с изложенным, просила продлить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в МБОУ СОШ № 1, до сентября 2013 года (л.д. 34-оборот листа). Аналогичная позиция изложена в представленном суду отзыве (л.д.22-22а). Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 22 ТК РФ, предусмотрена обязанность работодателя по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342-Н (далее – Положение о порядке аттестации), оно распространяет свое действие на организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. Согласно с п.4 Положения аттестации подлежат все рабочие места работодателя. П. 2 Положения предусматривает, что аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом согласно п.3 Положения результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Как установлено по делу, Ачинской межрайонной прокуратурой в сфере реализации национального проекта «Образование» проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В ходе проведенной проверки, было выявлено, что в нарушение норм трудового законодательства в МБОУ «СОШ» № 1 г. Ачинска не проведена аттестация рабочих мест, не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в классах повышенной опасности, а именно: учителей биологии, физики, химии, информатики, трудового обучения, физической культуры. В ходе судебного заседания представители ответчика МБОУ «СОШ» № 1 Спивак С.Ю. и третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Курганова Н.А., в связи с тем, что на 2012 год денежные средства на проведение аттестации не запланированы, и только при формировании бюджета на 2013 год Управлением образования будут включены расходы на проведение аттестации в образовательных учреждения, просили продлить срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в МБОУ СОШ № 1, до сентября 2013 года. В обоснование требований о необходимости продления срока для проведения аттестации рабочих мест представлены: - письмо Управления образования Администрации г. Ачинска Главе Администрации г. Ачинска о выделении дополнительных денежных средств на проведение аттестации рабочих мест (л.д. 30,31), - заявление директора МБОУ «СОШ №1» Спивак С.Ю. в Управление образования Администрации г. Ачинска о выделении дополнительных финансовых средств для аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 29), - сообщение Управления образования Администрации г. Ачинска директору МБОУ «СОШ №1» Спивак С.Ю. о том, что аттестация рабочих мест будет включена в проект бюджета на 2013 год (л.д. 30). При решении вопроса об установлении срока исполнения решения суда, суд принимает во внимание, что стороной ответчика и третьего лица, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, представлены доказательств в обоснование своей позиции о необходимости установления срока для проведения аттестации рабочих мест до сентября 2013 года. Учитывая, что представитель истца не возражала против установления указанного срока, а также то, что МБОУ «СОШ № 1» является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета города Ачинска через ОКК по г. Ачинску и Ачинскому району на основании муниципального задания учреждения и плана финансово - хозяйственной деятельности, дополнительных источников финансирования не имеет, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не занимается, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда о понуждении МБОУ «СОШ № 1» к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда до 01 сентября 2013 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» в срок до 01 сентября 2013 года провести аттестации рабочих мест по условиям труда. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Ачинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы. . Судья Л.В. Сисюра