2-2129/2012



Дело № 2-2129\2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Лазовской Г.И.,

с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А.,

при секретаре Слепуха Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Скрипкиной Т.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании действий ответчика незаконными, о предоставлении мер социальной поддержки и взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление и за освещение жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Скрипкиной Т.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании действий ответчика незаконными, о предоставлении мер социальной поддержки и взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление и за освещение жилой площади. Свои требования мотивирует тем, что право Скрипкиной Т.И. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. №154/12-22 согласно которого, право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Скрипкиной Т.И. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 23 лет, ранее как педагогический работник она пользовались льготами на отопление и освещение. 10 марта 2011г. Скрипкина Т.И. уволилась по собственному желанию из муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Горная средняя общеобразовательная школа» и вышла пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН Скрипкиной Т.И. с 01 апреля по декабрь 2011г. были прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691. С 01.04.2011 г. по 31.12.2011 г. УСЗН Скрипкиной Т.И. назначены выплаты по предоставлению ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании». Так, согласно справке УСЗН от 06 марта 2012 года Скрипкиной Т.И., как ветерану труда,. произведено начисление социальных выплат: за отопление (уголь и доставку угля) и освещение ее помещения за указанный период в сумме 1236,33 рублей, и, таким образом, ей не доначислено и не выплачено, исходя из требований Федерального закона «Об образовании», социальных выплат за отопление и освещение жилого помещения в сумме 3611, 37 рублей, в связи с чем прокурор, на основании ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с рассматриваемым иском (л.д.2-6).

Процессуальный истец Коняшкина Л.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям аналогичным изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Скрипкина Т.И., будучи извещенной о месте и времени судебного заседания должным образом, в суд не явилась, согласно телефонограмме, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, так как плохо себя чувствует, исковые требования поддерживает в полном объеме. Кроме того пояснила, что когда она вышла на пенсию УСЗН Ачинского района ей прекратило в полном объеме выплаты, как педагогическому работнику за отопление и освещение жилого помещения, в связи с чем она вынуждена была написать заявление о выплате ей льгот хотя бы по Закону «О ветеранах» в размере 50 %

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района, будучи уведомленным о времени и месте судебного разбирательства должным образом ( л.д.47), в суд не явился, ранее представил отзыв,, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.45).

Согласно письменного отзыва руководителя Управления СЗН администрации Ачинского района Андреевой Н.А., ответчик по исковым требованиям возражает по тем основаниям, что Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании» (далее - Закон № 439-ФЗ), в соответствии с которыми меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления мер социальной поддержки за счет средств субъектов РФ. Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон края), предусматривается предоставление мер социальной поддержки (далее - МСП) педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

На момент принятия Закона края редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривала предоставление за счет средств федерального бюджета льгот педагогическим работникам в натуральном выражении, что означало полное освобождение педагогических работников от каких-либо обязанностей, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ранее на основании редакции статьи 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшей до принятия Федерального закона № 439-ФЗ, данная льгота подлежала финансированию из федерального бюджета. При этом какого-либо порядка финансирования данной льготы Российской Федерацией не было предусмотрено.

Красноярский край в качестве МСП предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам, педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края, не в натуральной форме, а в виде денежных выплат, что свидетельствует о разном характере и форме представления МСП педагогическим работникам, установленных на федеральном и краевом уровнях власти соответственно.

После изменений, внесенных Законом № 439-ФЗ, статья 55 Закона РФ «Об образовании» стала предусматривать предоставление компенсации расходов на оплату ЖКХ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Таким образом, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льгот исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Аналогичные МСП нашли свое отражение и в Законе края. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления МСП, установленный статьей 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется.

Полагает также, что при рассмотрении данного дела должны быть учтены требования Бюджетного кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичным образом по статье 85 БК РФ расходные обязательства субъектов РФ возникают на основе собственных нормативных правовых актов и соглашений субъекта РФ.

Льгота на отопление и освещение педагогическим работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР:

постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1);

постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности (пп. «б» п 6);

постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»;

постановлением ЦК КПСС и Совета министров от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах;

постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Очевидно, что льгота бывшим педагогическим работникам (пенсионерам) установлена не Законом РФ «Об образовании», а иными (перечисленными) федеральными нормативными актами.

Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся) к полномочиям субъектов РФ (полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ и, соответственно, органам местного самоуправления, не переданы). Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Как указывалось выше такого случая Законом РФ «Об образовании» и Законом края не установлено (л.д.35-45).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, также в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени судебного разбирательства должным образом (л.д.47), направив в адрес суда письменный отзыв с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя и возражениями по исковым требованиям, аналогичные возражениям, представленным ответчиком (л.д.49-56).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить по следующим основаниям.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих в ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется в настоящее время от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. З п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.

Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г.

При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут - снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных положений нормативно правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.

Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Как установлено по делу, с 20 мая 1987 года по 10 марта 2011 год (23 года) Скрипкина Т.И. работала воспитателем и заведующей детским садом, учителем русского языка и литературы в Горной средней школе Ачинского района Красноярского края (л.д.14-17). 10 марта 2011 года была уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по возрасту.

Все это время Скрипкина Т.И. также проживает в п. Горный Ачинского района (л.д.11).

Данные обстоятельства в силу указанных выше норм с очевидностью свидетельствуют о наличии у Скрипкиной Т.И. права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Однако, в связи с прекращением трудовых отношений, УСЗН с 10.03.2011 г. прекратило Скрипкиной Т.И. выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела (л.д.25-27), а также не отрицалось представителем ответчика в своем отзыве.

Согласно справки Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района, Скрипкиной Т.И. произведено начисление социальных выплат: за март 2011 г. как педагогическому работнику в размере 100% за топливо и доставку угля в сумме 541 руб. 03 коп. = 536 руб. 15 коп. (топливо) + 4 руб. 88 коп. (доставка угля) ( л.д.23-27).

Таким образом, как педагогическому работнику Скрипкиной Т.И. должно быть выплачено Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района с апреля по декабрь 2011г. за топливо 4869 руб. 27 коп. = 541 руб. 03 коп. х 9 месяцев.

Вместе с тем, с апреля по декабрь 2011г. Скрипкиной Т.И. произведены выплаты за топливо и доставку угля, как ветерану труда Российской Федерации: 916 руб. 74 коп. = (101 руб. 51 коп. (за топливо) + 0 руб. 35 коп. (за доставку угля)) х 9 месяцев.

Следовательно, не доплачено Скрипкиной Т.И. Управлением социальной защиты администрации Ачинского района за топливо с апреля по декабрь 2011 г. : 3952 руб. 53 коп. = 4869 руб. 27 коп. - 916 руб. 74 коп.

Кроме того, за период с апреля по декабрь 2011г. Скрипкиной Т.И. выплачено как ветерану труда Российской Федерации за освещение ее жилого помещения 319 руб. 59 коп. = 35 руб. 51 коп. х 9 месяцев. Должно было начислено и выплачено Скрипкиной Т.И., как педагогическому работнику, за освещение ее жилого помещения за период с апреля по декабрь 2011г., на основании Методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009 №250-п:

за апрель, июнь, сентябрь, ноябрь 2011г.: 51,8 кв.м х 0,015x0,35x8x30x1 руб. 06 коп. = 77 руб. 60 коп. х 4 месяца = 310 руб. 40 коп.,

за май, июль, август, октябрь и декабрь 2011г.: 58,1 кв.м х 0,015 х 0,35 х8 х31 х 1 руб. 06 коп. = 400 руб. 90 коп.

Всего с апреля по декабрь 2011г.: 310 руб. 40 коп. + 400 руб. 90 коп. = 711 руб. 30 коп.

Скрипкиной Т.И. произведены выплаты как ветерану труда за апрель по декабрь 2011г.: 711 руб. 30 коп. (за освещение) +732 руб. 87 кон. (за холодную воду) = 1444 руб. 17 коп.

Следовательно, в связи с непредставлением Скрипкиной Т.И. с 01 апреля по декабрь 2011 г, льготы на отопление и освещение жилого помещения, то есть за уголь и доставку угля, за освещение, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании», УСЗН администрации Ачинского района, истцу не доначислена и не выплачена компенсация за топливо и освещение с апреля по декабрь 2011 г.в сумме 3611, 37 рублей = 3952 руб.53 коп. -1444 руб.17 коп.

Подлежащая взысканию денежная сумма не оспаривалась стороной ответчика, кроме того, ее размер проверен судом по имеющимся материалам дела и признан обоснованным, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика.

Взыскание данной суммы именно с УЗСН Ачинского района обусловлено тем, что удовлетворение за счет казны Российской Федерации требований о взыскании сумм не предоставленных педагогу льгот, предусмотренных федеральным законодательством возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством РФ и Красноярского края установлен, оснований для взыскания в пользу Скрипкиной Т.И. определенной судом суммы расходов по оплате отопления жилого помещения с отоплением за счет средств федерального бюджета не имеется.

Таким образом, доводы представителя ответчика и третьего лица не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению, а требования Скрипкиной Т.И. - удовлетворению в полном объеме.

Также суд полагает несостоятельными ссылки ответчика и третьего лица на Определение Конституционного суда РФ от 15.07.2010 года №1019-О-О в обоснование своих возражений по исковым требованиям ( л.д.43-44), поскольку данное решение действительно признало не противоречащим закону и не нарушающим права граждан возможность выбора социальной поддержки, при наличии нескольких оснований ее получения, при условии выбранная мера социальной поддержки наиболее выгодна для гражданина. Таким образом, указанное определение Конституционного суда РФ, не противоречит выводам суда при рассмотрении настоящего спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Скрипкиной Т.И. удовлетворить.

Признать действия Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района по прекращению денежных выплат по оплате жилого помещения с отоплением и освещением Скрипкиной Т.И., проживающей по адресу: Красноярский край, Ачинский район, за период с апреля по декабрь 2011 года, незаконными.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района в пользу ФИО3, являющейся педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет и имеющим право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, за период с апреля по декабрь 2011 год в сумме 3611,37 рублей (три тысячи шестьсот одиннадцать рублей, 37 коп.)

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок один месяц со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская

Мотивированное решение изготовлено 13.06.2012 г.