№2-1797(2012)



Дело № 2-1797 (2012)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,

с участием представителя процессуального истца – заместителя Ачинского межрайонного прокурора Булатовой О.С.,

при секретаре Бугаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Гурьева М.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района о признании действий незаконными, взыскании задолженности по предоставлению льгот за отопление и освещение жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Гурьева М.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании незаконными действий ответчика по прекращению предоставления Гурьеву М.В. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, и взыскании компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года в сумме 7 099 рублей 32 копейки. Свои требования мотивирует тем, что право Гурьева М.В. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. №154/12-22 согласно которому, право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Гурьева М.В. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 38 лет, ранее как педагогический работник он пользовался льготами на отопление и освещение. 16 августа 2011 года Гурьев М.В. уволился по собственному желанию из МКДОУ «Причулымская СОШ» и вышел пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений УСЗН администрации Ачинского района Гурьеву М.В. с 01 сентября 2011 года по декабрь 2011 года прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемые ему по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691. С 01 сентября 2011 года УСЗН администрации Ачинского района Гурьеву М.В. назначены выплаты по предоставлению ему мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ему право в соответствии с ч.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании». Согласно справкам УСЗН администрации Ачинского района Гурьеву М.В. и ее супруге Гурьевой Т.В. произведено начисление социальных выплат с 01 сентября 2011 года по 31 декабрь 2011 года как ветеранам труда Красноярского края за отопление и освещение в сумме 4 046 рублей 24 копейки, а именно по 2023 рубля 12 копеек каждому. В период с 01 сентября 2011 года по декабрь 2011 года Гурьеву М.В. льготы по бесплатному отоплению и освещению жилья как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, не предоставлялись, в связи с чем, им были понесены расходы на оплату отопления и освещения жилого помещения в сумме 7 099 рублей 32 копейки. При таких обстоятельствах прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с рассматриваемым иском (л.д.2-6).

Определением суда от 16 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю (л.д. 1).

Процессуальный истец – заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Гурьев М.В. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 40), в суд не явился, в представленном письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 41).

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района, будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, ходатайств, а также отзыв на исковое заявление не представил.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.46), в суд не явился. В представленном отзыве министр края Пашинова Г.Е. против заявленных в интересах Гурьева М.В. исковых требований возражает, при этом ссылается на то, что Гурьеву М.В., как ветерану труда края, в соответствии со ст. 4 Закона края от 17.12.2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в сумме 2 342 рубля 84 копейки. Действующим законодательством не предусмотрено право на одновременное получение одной и той же меры социальной поддержки по двум основаниям, как того хочет истец. Кроме того истцом неверно определена дата возникновения у Гурьева М.В. права на меры поддержки с 01 сентября 2010 года, поскольку изменения в Закон РФ «Об образовании» о передаче данных вопросов в компетенцию субъекта федерации вступили произошли не 01 сентября 2010 года, а 29 декабря 2010 года. Закон Красноярского края № 4691 от 10.06.2010 г. был принят как инициативный по отношению к положениям ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в прежней редакции, установленные им обязательства и их финансирование субъектом РФ были отличны от федеральных и осуществлялись лишь при наличии возможностей. Тем не менее, федеральное законодательство предоставляло право на спорные меры социальной поддержки только педагогам, работавшим в сельской местности. Считает, что льгота педагогам-пенсионерам была установлена нормативными актами СССР, т.е. является самостоятельной, за рамками Закона РФ «Об образовании». При проверке указанных нормативных актов Конституционный суд РФ счел, что объем мер социальной поддержки изменениями в Закон РФ «Об образовании» снижен не был, данные положения не затрагивают вопросов предоставления мер поддержки спорной категории пенсионеров. Кроме того, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства (л.д. 42-44).

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела (л.д. 46), в суд не явился, в представленном письменном отзыве на исковое заявление прокурора указывает, что рассматриваемые исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, мотивируя тем, что предоставление льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, должно производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. Законом края №10-4691 инициативно реализованы полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а не ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Красноярский край предусмотрел предоставление государственной поддержки педагогическим работникам в виде денежных выплат. Финансирование вышеуказанных полномочий не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности. Кроме того, положений, которые непосредственно предусматривали бы сохранение за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при переходе на пенсию, Закон об образовании (как в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, так и в ныне действующей редакции) не содержит. Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР. Правом получения такой льготы пользуются также педагогические работники, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет. При этом льгота установлена федеральными правовыми актами, а не законом Об образовании, до 01 января 2012 года за счет средств краевого бюджета указанная льгота не предоставлялась. Помимо этого, в спорный период Гурьев М.В. получал меры социальной поддержки как ветеран труда, при том, что гражданам, имеющим право на один и тот же вид социальной поддержки по нескольким предусмотренным законами основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя. Кроме того, представитель третьего лица просила рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 47-52).

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить в следующем размере и по следующим основаниям.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.

Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г.

При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут - снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Гурьев М.В., согласно записям в трудовой книжке с 13 января 1975 года по 16 августа 2011 года, работал в педагогических должностях в общеобразовательных учреждениях (более 37 лет), в том числе в период с 20 октября 1980 года по 16 августа 2011года в МКДОУ «Причулымская СОШ» (в различных организационных формах) в должности учителя физики. 16 августа 2011 года Гурьев М.В. был уволен по собственному желанию (л.д. 14-17). Гурьев М.В. с 20 июля 2010 года является получателем пенсии как ветеран труда Красноярского края, согласно пенсионному удостоверению (л.д. 13). Ранее, как педагогический работник, он пользовался льготами на отопление и освещение.

Согласно справке с места жительства, Гурьев М.В. проживает в поселке (л.д. 10).

Гурьев М.В. также имеет право на льготы, установленные ст. 4 Закона Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» (л.д.13). Жена истца Гурьева М.В. – Гурьева Т.В. с 20 июля 2010 года также является ветераном труда Красноярского края и пользуется льготами, предусмотренным ст. 4 Закона Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» (л.д.13).

За период с июля 2010 года по август 2011 года включительно Гурьеву М.В. УСЗН Администрации Ачинского района предоставлялись льготы по оплате жилья с отоплением и освещением как работающему педагогу (л.д.20-21).

Однако в связи с прекращением трудовых отношений УСЗН Администрации Ачинского района с 01 сентября 2011 года Гурьеву М.В. прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставляемых по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела.

С сентября 2011 года Гурьеву М.В. предоставляется субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг как ветерану труда края (л.д.15,16,19,20).

Из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности был изменен с 01 января 2011 г.

Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Гурьева М.В. как получающего пенсию педагога сельской местности права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, в связи с чем, отказ ответчика в выплате данной меры социальной поддержки является незаконным.

При наличии у Гурьева М.В. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года ему должно было быть выплачено за отопление и освещение занимаемого им жилого помещения 11 474 рубля 70 копеек, исходя из следующего расчета:

За период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года согласно финансовому лицевому счету Гурьева М.В. за отопление начислено 11 145 рублей 56 копеек (2786,39 х 4) (л.д. 34, оборот).

Объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, определяется по методике, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.1999 г № 250-п по формуле: W = S ?P ? K ? N ? D, где S - общая площадь жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, (кв. м); Р - удельная мощность приборов освещения в расчете на один квадратный метр обшей площади жилого помещения, в размере 0,015 кВт/кв. м.; К - коэффициент одновременного включения приборов освещения, равный 0,35; N - среднесуточное количество часов использования приборов освещения, в размере 8 часов; D -количество дней в расчетном периоде:

Сентябрь 2011 г. – 60,6?0,015?0,35?8?30=76,36 руб. ? 1,06 = 80,94 руб.

Октябрь 2011 г. – 60,6?0,015?0,35?8?31=78,90 руб. ? 1,06 = 83,63 руб.

Ноябрь 2011 г. – 60,6?0,015?0,35?8?30=76,36 руб. ? 1,06 = 80,94 руб.

Декабрь 2011 г. – 60,6?0,015?0,35?8?31=78,90 руб. ? 1,06 = 83,63 руб.

Итого за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года – 329 рублей 14 копеек.

Как ветерану труда края Гурьеву М.В. за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года были предоставлены выплаты по коммунальным платежам: за отопление – 2031,12 рублей (л.д. 22,26), субсидия по оплате электроэнергии (освещение) 204,85 рублей (л.д. 23,27), всего 2235 рублей 97 копеек.

Супруге Гурьева М.В. – Гурьевой Т.В. как ветерану труда края за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года были предоставлены субсидии в размере 2 238 рублей 88 копеек (л.д.24,25,28,29).

Вместе с тем, с учетом наличия у Гурьева М.В. права на льготы ему надлежало выплатить 11145,56 + 329,14 = 11 474 рубля 70 копеек. В связи с непредставлением ему в спорный период льгот на отопление и освещение сумма недоплаты составляет: 11474,70 – 2235,97 – 2238,88 = 6 999 рублей 85 копеек.

При этом суд не принимает во внимание доводы третьих лиц о необоснованности исковых требований в связи с реализацией Гурьевым М.В. своего права на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, в частности как ветеран труда края. Суд учитывает, что о предоставлении ему льготы как ветерану труда края истцом было заявлено только после прекращения возмещения ему расходов на оплату жилья как педагогу и не может быть признано добровольным выбором лица между двумя основаниями получения льгот, поскольку такового выбора ему на 01 сентября 2011 года ответчиком предоставлено не было.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным взыскать не полученные истцом как педагогом сельской местности, вышедшим на пенсию, мер социальной поддержки, однако с уменьшением на сумму полученных им и его супругом льгот как ветеранов труда, в размере 6 999 рублей 85 копеек.

Указанная сумма мер социальной поддержки подлежит взысканию с ответчика УСЗН Администрации Ачинского района, поскольку удовлетворение за счет казны Российской Федерации требований о взыскании сумм не предоставленных педагогу льгот, предусмотренных федеральным законодательством возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством РФ и Красноярского края установлен, оснований для взыскания в пользу Гурьева М.В. определенной судом суммы расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за счет средств федерального бюджета не имеется.

Иные возражения третьих лиц основаны на неверном толковании норм законодательства РФ и Красноярского края, с которым суд согласиться не может.

Таким образом, судом не принимаются доводы представителя ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания названной суммы с УСЗН Администрации Ачинского района, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Гурьева М.В. суд считает необходимым удовлетворить частично, признав незаконными действия ответчика по прекращению предоставления мер социальной поддержки с сентября 2011 г. по декабрь 2011 г., со взысканием в пользу Гурьева М.В. компенсации расходов на оплату жилого помещения за указанный период в сумме 6 999 рублей 85 копеек, в остальной части иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235- и 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Гурьева М.В. удовлетворить частично.

Признать действия Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района по прекращению предоставления мер социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, Гурьеву М.В. по оплате жилого помещения с сентября 2011 года по декабрь 2011 года незаконными.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района в пользу Гурьева М.В. в счет возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением 6 999 (шесть тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 85 копеек, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья А.К. Шиверская