№2-1441(2012)



Дело 2- 1441/2012

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А.,

представителя ответчика Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района в лице главы администрации Преображенского сельсовета Кривова Н.П., действующего на основании решения Преображенского сельского Совета депутатов Ачинского района от 11.09.2007г.,

представителя третьего лица Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 22.02.2012 года сроком по 31.12.2012 года,

при секретаре Бугаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорог местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения незаконным, об обязании провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Ачинского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорог местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения незаконным, об обязании провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения. Исковые требования мотивированы тем, что муниципальное образование является собственником дорог общего пользования местного значения независимо от регистрации недвижимости в Росреестре, поэтому должно проводить оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения. В ходе проверки установлено, что ответчиком не принимается мер к проведению оценки технического состояния и паспортизации в отношении следующих автомобильных дорог в границах поселений сельсовета: с. Преображенка улицы Центральная, Южная, Березовая, Новая, Школьная, Сельская, Лесная, Сиреневая, Цветочная, Восточная; с.Большая Салырь улицы В.П.Черных, Ворошилова, Победы, Клубничная, Школьная, Солнечная, Новая, Дорожная, Горная, Дружбы, Зеленая, Лесная, Восточная, Высотная, Северная, переулки Майский, Песочный, Овражный; д. Игинка улицы Набережная, Солнечная, Западная, Лесная, переулок Ягодный; д. Саросека улица Сосновая, 3920 км. На указанные автомобильные дороги отсутствуют технические паспорта, муниципальная собственность не оформлена. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог сельских поселений сельсовета нарушает права и интересы граждан, участников дорожного движения, в связи с чем, исполняющий обязанности прокурора с целью защиты интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением (л.д. 2-3).

Определением суда от 03.05.2012г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края (л.д.12).

В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора - помощник прокурора Коняшкина Л.А. заявленные требования поддержала по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении за исключением требования об обязании Администрации Преображенского сельского совета проведения оценки технического состояния и паспортизации дороги 3920 км в д.Саросека, в остальной части просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Преображенского сельсовета Ачинского района в лице Главы администрации Преображенского сельсовета Кривов Н.П., действующий на основании решения Преображенского сельского Совета депутатов Ачинского района от 11.09.2007г. (л.д.7), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, суду пояснил, что Преображенский сельсовет не является собственником внутрипоселковых автомобильных дорог, расположенных на территории Преображенского сельсовета. В обязанности сельсовета входит содержание, обслуживание, ремонт, частично межевание дорог. В январе 2012 года заключен муниципальный контракт с Ачинским ДРСУ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории сельсовета. На указанные мероприятия в бюджете запланировано финансирование. На выполнение работ по техническому учету и паспортизации дорог финансирования нет, что потребует перераспределение бюджета Преображенского сельсовета, в связи с чем, просил увеличить срок проведения паспортизации на один год для включения указанных расходов в бюджет и представить срок для проведения паспортизации до 01 июля 2013 года. Кроме того, пояснил, что согласно представленного акта обследования от 22.05.2012 года, 3920 км. д.Саросека является остановочным пунктом (блок-постом 3920 км.) на железнодорожных путях, расположенных в границах Преображенского сельсовета, ближайший к нему населенный пункт – д.Саросека. Данный остановочный пункт используется в целях обеспечения движения железнодорожного транспорта, автомобильная дорога к остановочному пункту 3920 км. отсутствует. Из списка автомобильных дорог Преображенского сельсовета его не исключили по ошибке, автомобильной дорогой, либо населенным пунктом 3920 км. не является. На железнодорожным путях проходит электричка, поэтому для прохода пассажиров, в данном месте расчищается от снега тропинка, в связи с чем, просил требование на необходимость проведения паспортизации 3920 км. д.Саросека исключить.

Аналогичная позиция представителя ответчика изложена в отзыве на исковое заявление (л.д.8-9).

Представитель третьего лица Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности от 22.02.2012 года сроком по 31.12.2012 года (л.д.89), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что Преображенский сельсовет не является собственником внутрипоселковых автомобильных дорог, расположенных на территории сельсовета. Кроме того, в заявленных исковых требованиях истцом указан блок-пост 3920 км. железнодорожных путей, что является некорректным, поскольку данный остановочный пункт не является ни населенным пунктом, ни автомобильной дорогой, а кроме того, не входит в границы населенных пунктов Ачинского района. Данный остановочный пункт используется в целях обеспечения движения железнодорожного транспорта, автомобильная дорога к остановочному пункту отсутствует. На основании чего, принимая во внимание акт обследования подъезда к 3920 км., проведенного специалистами Администрации Ачинского района и Преображенского сельсовета, которым установлено отсутствие автомобильной дороги к 3920 км., считает необходимым исключить остановочный пункт 3920 км. из заявленных требований.

Аналогичная позиция представителя третьего лица изложена в отзыве на исковое заявление (л.д.90-91).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.9 ст.5 указанного федерального закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорог дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводятся по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1- 83).

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, фиксирующий состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов, определен в Приказе Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения автомобильных дорог».

Как следует из п. 2 данного приказа, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог Российской Федерации, независимо от их форм собственности и значения.

В пункте 3 Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» закреплено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4).

Приказом Министерства транспорта РФ от №160 12.11.2007г. была утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в подпункте 4 п.15 которого определено, что в прочие работы по содержанию дорог входят паспортизация дорог и искусственных сооружений.

Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из материалов дела, согласно Устава Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края, принятого заседанием Преображенского сельского Совета 12.05.2000г., местное самоуправление осуществляется на всей территории сельсовета в пределах границ, установленных Законом Красноярского края от 25.02.2005г. №3-3134. В состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: с.Преображенка, с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека (ст.9 Устава) (л.д.50).

К вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.7 Устава) (л.д.46).

Согласно перечня автомобильных дорог, представленного Администрацией Преображенского сельсовета, в границах поселений Преображенского сельсовета находятся следующие автомобильные дороги местного: с. Преображенка улицы Центральная, Южная, Березовая, Новая, Школьная, Сельская, Лесная, Сиреневая, Цветочная, Восточная; с.Большая Салырь улицы В.П.Черных, Ворошилова, Победы, Клубничная, Школьная, Солнечная, Новая, Дорожная, Горная, Дружбы, Зеленая, Лесная, Восточная, Высотная, Северная, переулки Майский, Песочный, Овражный; д. Игинка улицы Набережная, Солнечная, Западная, Лесная, переулок Ягодный; д. Саросека улица Сосновая, 3920 км общей протяженностью 29400 м. (л.д.5).

В ходе проверки, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой, было установлено, что администрацией Преображенского сельсовета не принимается мер к проведению оценки технического состояния и паспортизации в отношении вышеуказанных дорог местного значения (л.д.4). На данные автомобильные дороги отсутствуют технические паспорта, муниципальная собственность не оформлена.

Установленные судом обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не отрицались в судебном заседании представителем ответчика, который мотивировал не проведение паспортизации дорог тем, что сельсовет не является собственником внутрипоселковых автомобильных дорог, расположенных на территории Преображенского сельсовета, а также отсутствием финансирования в бюджете на проведение их паспортизации.

Между тем, согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.

Согласно ст.3 Закона «Об автомобильных дорогах», автомобильной дорогой считается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

Между тем, как установлено судом, 3920 км. ближайший населенный пункт - д.Саросека является остановочным пунктом (блок-постом 3920 км.) на железнодорожных путях, расположенных в границах Преображенского сельсовета, ближайший к нему населенный пункт – д.Саросека. Данный остановочный пункт не является населенным пунктом, используется в целях обеспечения движения железнодорожного транспорта, автомобильная дорога к остановочному пункту 3920 км. отсутствует, что подтверждается актом обследования подъезда к 3920 км. от 22.05.2012г., проведенного специалистами Администрации Преображенского сельсовета и Администрации Ачинского района с приложением схемы обследованной местности (л.д.92-93). Включение 3920 км. в перечень автомобильных дорог Преображенского сельсовета, как следует из пояснений Главы Преображенского сельсовета, является ошибочным.

Таким образом, 3920 км. ближайший населенный пункт - д.Саросека не является автомобильной дорогой, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в указанной части истцу надлежит отказать.

При таких обстоятельствах, учитывая, что п. 6 ст. 13 ФЗ от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, то бездействие администрации по проведению паспортизации местных дорог общего пользования нарушает предоставленное п.1 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, судебная защита которого гарантирована п. 1 ст. 46 Конституции РФ, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать администрацию муниципального образования Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения, при этом определить срок для исполнения решения суда до 1 июля 2013 года. Указанный срок устанавливается судом, в соответствии со ст.107 ГПК РФ, исходя из принципа разумности, с учетом необходимости предоставления ответчику достаточного времени для работ с учетом процедуры оформления, составления проекта бюджета, его принятия, получения денежных средств, выполнения работ по межеванию границ и изготовлению межевых планов земельных участков под автодорогами, заключения договора с организацией, имеющей право на проведение соответствующего вида работ, разработки и направления на согласование.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорог местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения незаконным, об обязании провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Преображенского сельсовета Ачинского района по непринятию мер по проведению оценки технического состояния дорог местного значения и паспортизации автомобильных дорог в границах поселения незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения: с. Преображенка улицы Центральная, Южная, Березовая, Новая, Школьная, Сельская, Лесная, Сиреневая, Цветочная, Восточная; с.Большая Салырь улицы В.П.Черных, Ворошилова, Победы, Клубничная, Школьная, Солнечная, Новая, Дорожная, Горная, Дружбы, Зеленая, Лесная, Восточная, Высотная, Северная, переулки Майский, Песочный, Овражный; д. Игинка улицы Набережная, Солнечная, Западная, Лесная, переулок Ягодный; д. Саросека улица Сосновая в срок до 1 июля 2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: А.К. Шиверская