Дело №2-1440/2012 Именем Российской Федерации 16 мая 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием представителя истицы Назаровой Е.В. – Лоос Г.М., допущенной к участию в процессе по письменному заявлению, представителя ответчика Администрации г.Ачинска Ускова К.С., действующего на основании доверенности от 17.12.2011года сроком до 31.12.2012 года, при секретаре Бугаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Е.В. к Администрации города Ачинска о признании незаконным решения жилищной комиссии по исключению из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Назарова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ачинска о признании незаконным решения по исключению из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что в 1992 году была включена в списки пенсионеров для получения благоустроенной жилой площади. В 2011 году распоряжением Администрации г.Ачинска ее исключили из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На обращение о восстановлении ее в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с признанием принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, получила от ответчика отказ. Истица Назарова В.Е., будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещена, о чем имеется расписка в получении судебной повестки, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 7). Представитель истицы Назарвой Е.В. – Лоос Г.М. в судебном заседании пояснила, что ее мать Назарова Е.В. в 1992 году, после затопления принадлежащего ей дома в результате аварии на теплотрассе, была поставлена на учет как пенсионер, нуждающийся в улучшении жилищных условий, и состояла на нем до 2011 года. В 2011 году с учета снята, поскольку имеет в собственности дом площадью 51,4 кв.м. Они обратились в жилищную комиссию и получили заключение о признании дома непригодным для проживания, однако в восстановлении в очереди на получение жилья Назаровой Е.В. было отказано. В настоящее время за давностью лет невозможно установить, какие именно документы представлялись Назаровой Е.В. для постановки на учет. Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Усков К.С. против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что Назарова Е.В. была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что была поставлена на учет неправомерно, поскольку каких-либо документов, подтверждающих, что на момент постановки на учет принадлежащий ей дом был признан непригодным для проживания, в Администрации города не имеется, кроме того, согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 13 октября 1992 года общий процент износа дома Назаровой Е.В. составлял 62 %, тогда как для постановки на учет износ дома должен был составлять не менее 65 %. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Назаровой Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статьей 29 ЖК РСФСР определены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно ст. 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В силу ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях, в том числе, улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения либо выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений (ст. 33 ЖК РСФСР). Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденными Постановлением исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов от 01.03.1990 г. № 63/3 определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: занимающие жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания по санитарным и техническим требованиям. Исполкомы городских, районных, районных в городах, сельских поселковых советов народных депутатов по результатам обследований межведомственными комиссиями устанавливают для конкретных населенным пунктов (районов города) перечни жилых домов и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, независимо от принадлежности жилого фонда. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Право состоять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного Кодекса РФ оснований снятия их с учета. В силу ст. 56 ч. 1, ч. 2 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Как установлено по делу, Назарова Е.В. на основании договора купли-продажи от 26 декабря 1988 года является собственником жилого дома. Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации города от 13 октября 1992 года Назарова Е.В., пенсионер, проживающая с супругом в собственном доме (40 кв.м), процент износа дома на 09 сентября 1992 года 62%, включена в списки пенсионеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 28). 16 октября 1992 года в адрес Назаровой Е.В. направлено письменное уведомление о том, что она включена в списки пенсионеров для получения жилой площади, с разъяснением о том, что ежегодно с 01 января по 01 апреля проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (л.д. 6). Ежегодно в период с 1993 года по 2011 год Назарова Е.В. проходила данную перерегистрацию, каких-либо оснований для снятия с учета выявлено не было. На основании протокола жилищной комиссии при администрации города Ачинска от 29 апреля 2008 года, утвержденного распоряжением Главы города Ачинска от 30 апреля 2008 года Назаровой Е.В. предоставлено жилое помещение в специализированном Доме ветеранов войны и труда (л.д. 30-33) и с ней заключен типовой договор найма жилого помещения в специализированном Доме Ветеранов войны труда (л.д. 3-4). 01 июня 2011 года администрацией г.Ачинска в адрес Назаровой Е.В. направлено сообщение о том, что в соответствии с протоколом жилищной комиссии при Администрации города, утвержденным распоряжением Администрации города от 31 мая 2011 года, она исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилья, так как имеет в собственности жилой дом, общей площадью 51,4 кв.м. В качестве основания указана статья 56 Жилищного кодекса РФ (л.д. 5). Согласно технического отчета по результатам обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома, составленного ООО «Ударник» 14 ноября 2011 года техническое состояние полов, балок перекрытия подполья, наружных и внутренних стен, крыши кровли, конструкций чердачного перекрытия, кроме перекрытия кухни, оценивается как недопустимое. Техническое состояние конструкций чердачного перекрытия кухни оценивается как аварийное, существует опасность его дальнейшего обрушения. Заключением от 23 декабря 2011 года Межведомственной комиссии жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания (л.д. 8). После чего 23 января 2012 года Назарова Е.В. вновь обратилась с заявлением к главе города Ачинска о восстановлении ее в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9), однако ей было отказано в связи с наличием у нее в собственности жилого дома (л.д. 10). В ответе правового управления Администрации г.Ачинска председателю КУМИ Администрации г.Ачинска по вопросу о восстановлении Назаровой Е.В. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указано, что основанием для постановки на учет послужило то обстоятельство, что общий процент износа дома, в котором она проживала, составлял 62%, при этом указанный жилой дом не был признан непригодным для проживания в установленном Положением по оценке непригодности жилых домов жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, порядке. Поскольку на момент снятия Назаровой Е.В. с учета в мае 2011 года решение межведомственной комиссии о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу не принималось, правовых оснований для восстановления ее на учете нет (л.д. 23). Однако суд не может согласиться с данной позицией ответчика, поскольку то обстоятельство, что в настоящее время в Администрации города Ачинска отсутствуют документы, подтверждающие, что дом, принадлежащий Назаровой Е.В. на момент постановки ее на учет был признан непригодным для проживания, само по себе не свидетельствует о неправомерности постановки на учет Назаровой Е.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Действительно в соответствии с п. 2.2 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся в том числе деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. В то же время п.2.3 этого же Положения гласит, что независимо от условий по п. 2.2 к непригодным для проживания относятся жилые дома: а) расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-, взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке СНиП П-60-75**; б) расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами; в) жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации. При этом доводы представителя истицы о том, что на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Назарова Е.В. была поставлена именно после аварии на рядом расположенной теплотрассе и затопления дома, ответчиком не опровергнуты. Учитывая, что в 1992 году исходя из имевшихся на тот момент обстоятельств и представленных Назаровой Е.В. документов, она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и эти обстоятельства до настоящего времени не отпали, улучшения жилищных условий Назаровой Е.В. не произошло, поскольку предоставление ей квартиры на основании договора найма в специализированном Доме ветеранов войны и труда не может расцениваться как улучшении ее жилищных условий, при этом каких-либо сведений, не соответствующих действительности в документах, представленных для постановки на учет не выявлено, так же как и не представлено доказательств признания неправомерными действий должностных лиц администрации города при решении вопроса о принятии Назаровой Е.В. на учет, каких-либо иных доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований для снятия с учета ответчиком не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено, суд полагает, что действия ответчика по исключению истицы из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законными и обоснованными. Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым признать решение жилищной комиссии при Администрации города Ачинска, утвержденное распоряжением Администрации города Ачинска от 31 мая 2011 года по исключению Назаровой Е.В. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию г. Ачинска восстановить ее на учете с момента постановки на учет. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации города Ачинска, утвержденное распоряжением Администрации города Ачинска от 31 мая 2011 года по исключению Назаровой Е.В. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию города Ачинска восстановить Назарову Е.В. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.