Дело №2-2279/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2012 года город Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В., при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « <данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах. Заявленные исковые требования мотивирует тем что, в апреле - мае 2012 года Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», которое зарегистрировано на территории г. Ачинска, на предмет наличия противопожарной техники и оборудования пожаротушения, таборного имущества, запаса ГСМ, подготовке руководителя тушения лесных пожаров и другой необходимой документации согласно проекту освоения лесов (договора аренды). При проверке готовности и укомплектованности противопожарной техникой и оборудованием пожаротушения, таборным имуществом, запаса ГСМ, подготовке руководителя к тушению лесных пожаров и другой необходимой документации согласно проекту освоения лесов (договора аренды) у ООО «<данные изъяты>» выявлена не укомплектованность сил и средств в соответствии с нормами утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 №549 и приложением №6 к договору аренды лесных участков №578-з от 26.10.2011, проекта освоения лесов т.е. ООО «<данные изъяты>» в нарушение п. 3 раздела 1 «Правил пожарной безопасности» к пожароопасному сезону 2012 года частично не готово, о чем составлен соответствующий акт от 05.03.2012. Согласно акту проверки арендатора по подготовке к пожароопасному сезону 2012 года от 05.03.2012 у ООО «<данные изъяты>» отсутствует в наличии следующие средства: <данные изъяты>. Таким образом, арендатором лесных участков требования законодательства о пожарной безопасности в лесах в части готовности к прохождению пожароопасного периода не исполнено. В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории государства. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. Таким образом, в связи с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и это не является экономическим спором, а также то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст. 27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение дела подлежит в суде общей юрисдикции. Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным исковым заявлением (л.д.2-5). Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 31 – оборот листа). Ответчик ООО «<данные изъяты>» надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного слушания дела, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 30), в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, доказательств уважительности причин неявки не представил. Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации по пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности » граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу. Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 № 123-ФЗ, правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). Согласно ст. 51 ФЗ № 123-ФЗ, целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 № 313 утверждены и введены правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03). Согласно п.1 ППБ 01-03, вышеуказанные нормы устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно пункту 4 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 6 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе и иные меры пожарной безопасности в лесах. Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, укомплектованность пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря комплектуется в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008г. №549 «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов». Согласно п. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы, лесная и иная растительность. Часть 1 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесное законодательство регулирует лесные отношения. В связи с чем, отношения по обязании произведения ответчиком действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах и обеспечению нормативного количества средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также содержанию их в готовности являются экологическими правоотношениями. Из материалов дела следует, на территории города Ачинска зарегистрировано ООО «<данные изъяты>». Генеральным директором ООО «<данные изъяты>» является ФИО6 В соответствии с договором аренды лесных участков № от 19.03.2009 ООО «<данные изъяты>» предоставлены в аренду на 49 лет лесные участки, находящиеся в государственной собственности в Ачинском лесничестве Тарутинском участковом лесничестве (л.д. 14-27). Подпунктом «ж» пункта 13 Договора аренды лесного участка, установлена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № за счет собственных средств (л.д. 17). Согласно приложению № к договору аренды лесных участков установлен перечень создания и содержания систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Кроме того, проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «<данные изъяты>» установлены требования о наличии и потребности в пожарной технике, снаряжении и инвентаре на лесном участке (л.д. 26-27). Как установлено по делу, при проверке Ачинской межрайонной прокуратурой готовности и укомплектованности противопожарной техникой и оборудованием пожаротушения, таборным имуществом, запаса ГСМ, подготовке руководителя к тушению лесных пожаров и другой необходимой документации согласно проекту освоения лесов (договора аренды) у ООО «<данные изъяты>» выявлена не укомплектованность сил и средств в соответствии с нормами утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 №549 и приложением №6 к договору аренды лесных участков №578-з от 26.10.2011, проекта освоения лесов, то есть ООО «<данные изъяты>» в нарушение п. 3 раздела 1 «Правил пожарной безопасности» к пожароопасному сезону 2012 года частично не готово, о чем составлен соответствующий акт от 05.03.2012. Согласно актам проверки арендатора по подготовке к пожароопасному сезону 2012 года от 05.03.2012 г., а также от 27.04.2012 г. у ООО «<данные изъяты>» отсутствует в наличии следующие средства: <данные изъяты> Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что арендатором лесных участков требования законодательства о пожарной безопасности в лесах в части готовности к прохождению пожароопасного периода не исполнено, которые являются обязательными для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в срок до 31 августа 2012 года. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для проведения работ по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « <данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до 31 августа 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, обеспечить нормативным количеством средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также содержать их в готовности, а именно: <данные изъяты> Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. Сисюра