Дело 2-2131|2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А., при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Масановой А.Э. к Управлению социальной защиты населения Администрации Ачинского района по прекращению предоставления мер социальной поддержки незаконными, взыскании удержанной компенсации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Масановой А.Э. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ачинского района (далее - УСЗН) о признании незаконными действий ответчика по прекращению предоставления Масановой А.Э. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением; взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением по адресу: <адрес> за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года в сумме 1 429 руб.68 коп. Свои требования мотивирует тем, что право Масановой А.Э. на бесплатную квартиру с отоплением и освещением установлено Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» от 28.05.1985г. №154/12-22 согласно которому, право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения, если их общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Стаж работы Масановой А.Э. в сельском общеобразовательном учреждении составил более 30 лет, ранее как педагогический работник она пользовались льготами на отопление и освещение. 08 августа 2011 года Масанова А.Э. уволилась по собственному желанию из МКОУ «Горная средняя общеобразовательная школа» и вышла пенсию. В связи с прекращением трудовых отношений, Управлением социальной защиты населения Администрации Ачинского района Масановой А.Э. в период с 01 сентября по 31 декабря 2011 года прекращены выплаты мер социальной поддержки, предоставленные ей по Закону Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691, в связи с чем, льготы по бесплатному отоплению и освещению жилья как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, не предоставлялись. В связи с этим, Масановой А.Э. были понесены расходы на оплату отопления и освещения жилого помещения в сумме 1 429 руб. 68 коп. При таких обстоятельствах прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с рассматриваемым иском (л.д.2-6). Определением суда от 05 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д. 70). Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 75-оборот листа). Истец Масанова АЭ. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 71). Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте слушания дела, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 72), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 65). Согласно ранее представленному письменному отзыву по заявленным исковым требованиям возражает, поскольку Федеральным законом от 29.12.2010№ 439-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которыми меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в натуральной форме за счет средств федерального бюджета, заменены на денежную форму предоставления мер социальной поддержки за счет средств субъектов РФ. Законом края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривается предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)края путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением. На момент принятия Закона № 10-4691 редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривала предоставление за счет средств федерального бюджета льгот педагогическим работникам в натуральном выражении, что означало полное освобождение педагогических работников от каких-либо обязанностей, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ранее на основании редакции статьи 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшей до принятия Федерального закона № 439-ФЗ, данная льгота подлежала финансированию из федерального бюджета. При этом какого-либо порядка финансирования данной льготы Российской Федерацией не было предусмотрено. После изменений, внесенных Законом № 439-ФЗ, статья 55 Закона РФ «Об образовании» стала предусматривать предоставление компенсации расходов на оплату ЖКХ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Таким образом, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Аналогичные положения нашли свое отражение и в Законе № 10-4691. Поэтому считает, что на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный статьей 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом № 10-4691, не распространяется. Полагает также, что при рассмотрении данного дела должны быть учтены требования Бюджетного кодекса, согласно которым расходные обязательства РФ и ее субъектов возникают на основе принятых нормативных правовых актов и соглашений соответствующего уровня. Льгота на отопление и освещение педагогическим работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена рядом нормативных актов СССР, из чего следует, что льгота бывшим педагогическим работникам (пенсионерам) установлена не Законом РФ «Об образовании», а иными (перечисленными) федеральными нормативными актами. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся к полномочиям субъектов РФ. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ (л.д. 55-65). Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте слушания дела, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 72), посредством телефонограммы (л.д. 73), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 73). При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным дело рассмотреть в порядке заочного производства. Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования следует удовлетворить в следующем размере и по следующим основаниям. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих в ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года № 225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55), в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г. было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждении в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008г. № 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги. С 01.07.2010г. вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета. Федеральным законом от 29.12.2010г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с 11.01.2011г. При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Как установлено по делу, с 03 ноября 1980 года по 08 августа 2011 года работала в должности учителя в общеобразовательных учреждениях (более 30 лет), что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 40-42). Масанова А.Э. с 03 ноября 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет, согласно пенсионному удостоверению (л.д. 14). 07 ноября 2005 года ей было выдано свидетельство, дающее право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 14). Ранее как педагогический работник, в том числе до и после выхода на пенсию, она пользовалась льготами на отопление и освещение. Согласно справке с места жительства, Масанова А.Э. проживает по адресу <адрес> <адрес>, совместно с мужем Масановым В.И., сыном Масановым А.В. и дочерью Масановой Н.В., которые являются собственниками указанного жилого помещения на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 10.03.1998 г. (л.д. 11,15). До 01 октября 2011 года Масановой Н.В. УСЗН Администрации Ачинского района предоставлялись льготы по оплате жилья с отоплением и освещением как работающему педагогу (л.д.27-28). Однако, в связи с прекращением трудовых отношений УСЗН Администрации Ачинского района с 01 октября 2010 г. прекращены выплаты Масановой А.Э. мер социальной поддержки, предоставляемых по Закону Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691, что подтверждается справками УСЗН, представленными в материалы дела (л.д. 16,17,18). До с 01 января 2011 года по 01 сентября 2011 года Масановой А.Э., согласно справки Управления социальной защиты администрации Ачинского района, ежемесячно выплачивалась субсидия за топливо в размере 680,11 руб. за уголь и 4,88 руб. за доставку угля, в связи с тем, что квартира Масановой А.Э. не подключена к центральному отоплению и отапливается твердым топливом. С 01.09.2011 по 31.12.2011 Масановой А.Э. как реабилитированной Управление социальной защиты населения администрации Ачинского района стало выплачивать субсидию за топливо в размере: 101,51руб. за твердое топливо в виде угля и 0,61 руб. за доставку топливо, то есть значительно меньше, чем ей выплачивали за топливо и за доставку угля как педагогическому работнику. Следовательно, с 01 сентября по декабрь 2011 года включительно Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района Масановой А.Э. назначены выплаты по предоставлению ему мер социальной поддержки как реабилитированной, что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право в соответствии с ч. 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании». Из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности был изменен с 01.01.2011 г. Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Масановой А.Э. как получающего пенсию педагога сельской местности права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, в связи с чем, отказ ответчика в выплате данной меры социальной поддержки является незаконным. При наличии у Масановой А.Э. права на льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» за период с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011года ей должно было быть выплачено за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения 1429 руб. 68 коп., исходя из следующего расчета: Согласно справки Управления социальной защиты населения администрации Ачинского района Масановой А.Э.. произведено начисление социальных выплат: за август 2011 г. как педагогическому работнику в размере 100% за топливо и доставку угля в сумме 684 руб. 99 коп. = 680 руб. 11 коп. (топливо) + 4 руб. 80 коп. (доставка угля). Как педагогическому работнику Масановой Т.И. должно быть выплачено Управлением социальной защиты населения администрации Ачинского района с сентября по декабрь 2011г. за топливо 2739 руб. 96 коп. = 684 руб. 99 коп. х 4 месяца. С сентября по декабрь 2011г. произведены выплаты Масановой А.Э. за топливо и доставку угля как реабилитированной: - за топливо 425 руб. 56 коп. = 101 руб. 51 коп. = (101 руб. 51 коп. (за топливо) + 4 руб. 88 коп. (за доставку угля)) х 4 месяца. - за освещение за ноябрь - декабрь 2011г. 81 руб. 20 коп. = 40 руб. 60 коп. х 2 месяца. - за холодную воду за ноябрь - декабрь 2011г. 79 руб. 84 коп. = 39 руб. 92 коп. х 2 месяца. - Всего выплачено Масановой А.Э. как реабилитированной 586 руб. 60 коп. = 425 руб. 56 коп. + 81 руб. 20 коп. + 79 руб. 84 коп. За сентябрь- декабрь 2011 г. выплачена субсидия за топливо членам ее семьи как реабилитированным, а именно: Масановой Н.В. (дочери) 320 руб. 52 коп., Масанову В.И. (мужу) 320 руб. 52 коп.., Масанову А.В. (сыну) 320 руб. 48 коп. Всего выплачено Управлением социальной защиты администрации Ачинского района Масановой А.Э. и членам ее семьи как реабилитированным за сентябрь- декабрь 2011 г. - 1548 руб. 16 коп. = 586 руб. + 320 руб. 52 коп. – 320 руб. 52 коп. + 320 руб. 48 коп. Масановой А.Э. выплачено как реабилитированной за освещение ее жилого помещения за ноябрь - декабрь 2011г. 81 руб. 20 коп. Должно было начислено и выплачено Масановой А.Э. как педагогическому работнику за освещение ее жилого помещения за период с сентября по декабрь 2011 г. на основании Методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009 №250-п: - за сентябрь, ноябрь 2011г.: 73,7 кв.м х 0,015x0.35x8x30x1 руб. 06 коп. = 98 руб. 43 коп. х 2 месяца = 196 руб. 86 коп. - за октябрь, декабрь 2011 г.: 73,7 кв.м х 0,015 х 0,35 х8 х31 х 1 руб. 06 коп. = 101 руб. 71 коп. х 2 месяца = 203 руб. 42 коп. Итого с сентября по декабрь 2011 г.: 196 руб. 86 коп. + 203 руб. 42 коп. = 400 руб. 28 коп. Таким образом, не доплачено Масановой А.Э. Управлением социальной защиты Администрации Ачинского района за освещение за топливо, необходимого для отапливания ее жилого помещения с сентября по декабрь 2011 г.: 2739 руб. 96 коп. + 400 руб. 28 коп. - 1548 руб. 16 коп. - 81 руб. 20 коп. = 1429 руб. 68 коп. При таких обстоятельствах, суд считает возможным взыскать не полученные истцом Масановой А.Э., как педагогом сельской местности, вышедшим на пенсию, мер социальной поддержки в размере 1429 руб. 68 коп. Указанная сумма мер социальной поддержки подлежит взысканию с ответчика УСЗН Администрации Ачинского района, поскольку удовлетворение за счет казны Российской Федерации требований о взыскании сумм не предоставленных педагогу льгот, предусмотренных федеральным законодательством возможно только в случае не обеспечения реализации таких льгот органами государственной власти, при этом порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан законодательством РФ и Красноярского края установлен, оснований для взыскания в пользу Масановой А.Э. определенной судом суммы расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за счет средств федерального бюджета не имеется. Изложенные в отзыве возражения представителя ответчика основаны на неверном толковании норм законодательства РФ и Красноярского края, с которым суд согласиться не может. Таким образом, судом не принимаются доводы представителя ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания названной суммы с УСЗН Администрации Ачинского района, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Масановой А.Э. суд считает необходимым удовлетворить, признав незаконными действия ответчика по прекращению предоставления мер социальной поддержки с сентября по декабрь 2011 года, со взысканием в пользу Масановой А.Э. компенсации расходов на оплату жилого помещения за указанный период в сумме 1429 руб. 68 коп. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Масановой А.Э. к Управлению социальной защиты населения Администрации Ачинского района по прекращению предоставления мер социальной поддержки незаконными, взыскании удержанной компенсации, удовлетворить. Признать действия Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района по прекращению предоставления мер социальной поддержки как педагогу, вышедшему на пенсию, Масановой А.Э. по оплате жилого помещения с 01 сентября по 31 декабря 2011 года, незаконными. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Ачинского района принять решение о предоставлении социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Масановой А.Э. как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу: <адрес>, и имеющему право на предоставление компенсации указанных расходов в соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании». Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Ачинского района в пользу Масановой А.Э. в счет возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением 1429 руб. 68 коп. (Одна тысяча четыреста двадцать девять руб. 68 коп.) Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Л.В. Сисюра