№ 2-2655(2012) ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июня 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рагулиной О.А. с участием истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А., при секретаре Черновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части не обеспечения в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов, обязании устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л : Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района с требованиями о признании незаконными бездействия в части необеспечения в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов Белоярского сельсовета; обязании устранить нарушения пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности: оборудовать пос. Нагорного, дер. Зерцалы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить пос. Нагорново, пос. Белый Яр переносной пожарной мотопомпой; оборудовать водонапорную башню пос. Белый Яр, дер. Зерцалы наружным освещением в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокурорской проверки на территории Белоярского сельского Совета выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В нарушение положений ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» на территории населенного пункта пос. Нагорново, дер. Зерцалы отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, на территории пос. Нагорново, пос. Белый Яр отсутствует переносная пожарная мотопомпа, водонапорная башня пос. Белый Яр, дер. Зерцалы не имеет наружного освещения. Подобное свидетельствует о неудовлетворительной противопожарной защищенности и недостаточности принимаемых мер по стабилизации обстановки с пожарами на территории Белоярского сельсовета. Невыполнение администрацией Белоярского сельсовета предусмотренной федеральным законодательством обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов создает реальную угрозу причинения значительного ущерба и возникновения человеческих жертв в случае пожара, что является нарушением конституционных прав неопределенного круга лиц: жителей сельского поселения, на защиту прав и свобод, предусмотренную ст. 45 Конституции РФ (л.д. 2-5). В судебном заседании представитель истица помощник Ачинского межрайонного прокурор Коняшкина Л.А. поддержала заявленные исковые требования частично, просила признать незаконными бездействия в части необеспечения в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов Белоярского сельсовета; обязать ответчика устранить нарушения пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности: оборудовать пос. Нагорного, дер. Зерцалы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить пос. Нагорново переносной пожарной мотопомпой; оборудовать водонапорную башню пос. Белый Яр, дер. Зерцалы наружным освещением в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Администрации Белоярского сельсовета, извещенный о дате и времени судебного заседания (л.д. 70), в суд не явился по неизвестной причине. Об отложении дела либо о рассмотрении в свое отсутствие не ходатайствовал. При таком положении неявка ответчика является его собственным усмотрением, не может повлечь задержки рассмотрения дела по существу. В связи с неявкой ответчика, при наличии согласия истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства. В представленном на подготовку по делу письменном отзыве, Глава администрации Белоярского сельсовета Захаренко В.А. указал, что работа по устранению нарушений требований законодательства ведется. Звуковая сигнализация для д.Зерцалы приобретена, однако установка и подключение еще не произведено. Кроме этого, приобретены две мотопомпы в дер. Зерцалы и пос. Белый Яр, которые буду переданы в эксплуатацию после прохождения обучения ответственного лица. В бюджете Белоярского сельсовета на 3 квартал 2012 года запланированы денежные средства на противопожарные меры: на приобретение мотопомпы для пос. Нагорново, звуковой сигнализации для оповещения пос. Белый Яр, наружного освещения водонапорной башни пос. Белый Яр и дер. Зерцалы. Для полного устранения всех замечаний необходимы денежные средства, которые в бюджете не предусмотрены, в связи с чем исполнить требования прокурора в установленный срок, не представляется возможным (л.д. 12, 71). Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования о признании незаконными бездействия в части необеспечения в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов Белоярского сельсовета; обязании устранить нарушения пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности, подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. В данном случае исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку защите подлежит коллективный, а не индивидуальный интерес. Несоблюдение и невыполнение администрацией Белоярского сельсовета требований противопожарной безопасности затрагивает как интересы жителей пос. Нагорново, пос. Белый Яр, дер. Зерцалы, так и иных граждан, которые могут находиться на территории Белоярского сельсовета. Из материалов дела следует, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Белоярского сельского Совета. В ходе проверки установлено, что администрацией Белоярского сельсовета допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности (л.д. 6-10). В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Закона). Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются уполномоченными органами по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований. Согласно п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ) на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Во исполнение распоряжения Главного государственного инспектора г. Ачинска и Ачинского района по пожарному надзору Раменского А.А. от 27.10.2011 г. №, совместно с Главой администрации Белоярского сельсовета Захаренко В.А. 28 ноября 2011 года проведена плановая выездная проверка. В результате проведенной государственным инспектором г. Ачинска и Ачинского района по пожарному надзору ФИО1 проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные администрацией Белоярского сельсовета. Так, в нарушение требований ППБ, в населенных пунктах дер. Зерцалы, пос. Белый Яр, пос. Нагорново отсутствует переносная пожарная мотопомпа. Водонапорная башня пос. Белый Яр, дер. Зерцалы не имеет наружного освещения. На территории сельских населенных пунктов пос. Белый Яр, Нагорново, дер. Зерцалы отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В нарушение положений ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» на территории населенного пункта пос. Нагорново, дер. Зерцалы отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, на территории пос. Нагорново, пос. Белый Яр отсутствует переносная пожарная мотопомпа, водонапорная башня пос. Белый Яр, дер. Зерцалы не имеет наружного освещения. Подобное свидетельствует о неудовлетворительной противопожарной защищенности и недостаточности принимаемых мер по стабилизации обстановки с пожарами на территории Белоярского сельсовета. На основании изложенного, суд приходит к обоснованному выводу о необходимости исковые требования удовлетворить в полном объеме, обязать Администрацию Белоярского сельсовета устранить нарушения пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности: оборудовать пос. Нагорного, дер. Зерцалы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить пос. Нагорново и с.Белый Яр переносной пожарной мотопомпой; оборудовать водонапорную башню пос. Белый Яр, дер. Зерцалы наружным освещением. В соответствии с п.1. ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. С учетом актуальности и необходимости скорейшего устранения нарушений в целях противопожарной безопасности, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений пожарной безопасности в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198,206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации Белоярского сельского Совета в части необеспечения в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов Белоярского сельсовета. Обязать устранить нарушения пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности: -оборудовать пос. Нагорного, дер. Зерцалы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - обеспечить пос. Нагорново, пос.Белый Яр переносной пожарной мотопомпой; -оборудовать водонапорные башни пос. Белый Яр, дер. Зерцалы наружным освещением в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление об отмене заочного решения может быть подано не явившейся стороной в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения или заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.