Решение №2-2675/2012



2- 2693(2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием представителя заявителя помощника Ачинского межрайпрокурора – Коняшкиной Л.В.,

представителя заинтересованного лица администрации Преображенского сельсовета - Кривова Н.П.., действующего на основании решения Преображенского сельсовета депутатов Ачинского района от 11 сентября 2007 года,

при секретаре Шевченко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Преображенский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по устранению нарушений требования законодательства о пожарной безопасности населенных пунктов Преображенского сельсовета, суд


УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Преображенский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по устранению требований законодательства о пожарной безопасности населенных пунктов Преображенского сельсовета и возложении обязанности по обеспечению первичными мерами безопасности, оборудовав населенный пункт с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека Ачинского района средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также с.Преображенка, с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека переносной пожарной мотопомпой и оборудовав подъезд с площадкой с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время в с.Преображенка в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истцом мотивированы исковые требования тем, что в соответствии с п.п. 8,9, ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления являются уполномоченными органами по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований.

Однако, как установлено проверкой на территории населенного пункта с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, тогда как согласно п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

Однако, на территории населенного пункта с. Преображенка,с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека отсутствует переносная пожарная мотопомпа.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Однако, к естественному водоисточнику на территории с. Преображенка отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Таким образом, в нарушение положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», на территории населенного пункта с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, на территории с. Преображенка, с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека отсутствует переносная пожарная мотопомпа, в с. Преображенка отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Подобное свидетельствует о неудовлетворительной противопожарной защищенности и недостаточности принимаемых мер по стабилизации обстановки с пожарами на территории Преображенского сельского совета.

В связи с данными обстоятельствами, прокурор вынужден обратиться в суд. (л.д. 2-5).

В судебном заседании представитель заявителя помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям, полагала необходимым обязать Администрацию Преображенского сельсовета устранить нарушения пожарной безопасности на территории населенных пунктов, выявленные инспектором пожарной безопасности в октябре 2011 года, которые в полном объеме до настоящего времени не устранены.

Представитель лица, чьи действия обжалуются Администрации Преображенского сельсовета - Кривов Н.П., против удовлетворения заявленных требований возражал частично, представив письменный отзыв, при этом дополнительно пояснил, что действительно территории с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека, с.Преображенка согласно Устава, входят в подведомственность Преображенского сельсовета. В настоящее время решается вопрос об установке средств звуковой сигнализации, которая в течение месяца будет установлена. Однако, с требованием об установлении переносной пожарной мотопомпы на определенные территории, указанные в иске прокурора, он не согласен, поскольку данные населенные пункты Преображенского сельсовета, находятся в 20-минутной зоне досягаемости пожарной охраны. В связи с чем, по его мнению, их нет необходимости иметь. В части организации и оборудования подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарной техники и забора воды в с.Преображенкак искусственному водоисточнику, он также не согласен, поскольку на территории данного села имеется водоисточник, к которому имеется подъезд для транспорта, к водоему ведет дорога с твердым покрытием, а потому он полагает, что необходимости в строительстве пирса также не имеется.

Выслушав стороны, допросив свидетеля-специалиста, исследовав материалы дела, суд полагает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

В соответствии с ч. 2 ст. 15, ст. 46 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, а также присуждение исполнения обязанностей в натуре.

В соответствии с п.п. 8,9, ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 № 69-ФЗ); руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (ст. 37 № 69-ФЗ).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-тёхнического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления являются уполномоченными органами по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований.

Исходя из положений п. «в» ч.2 ст. 11 федерального закона №68-ФЗ 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в РФ утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Согласно п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно ст. 10 ФЗ №69 «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования являются расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с правилами пожарной безопасности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Устава сельсовета Ачинского района Красноярского края - в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: с. Преображенка, с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения.

Согласно статьи 32 Устава Преображенского сельсовета - к компетенции администрации сельсовета относится разработка и исполнение бюджета сельсовета, является главным распределителем бюджетных средств; управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельсовета.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Устава Преображенского сельсовета — администрация сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В силу пункта 9 части 1 статьи 7 Устава Преображенского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.

Таким образом, на Преображенский сельсовет в силу действующего законодательства, возложена обязанность по устранению возможных мер реальной угрозы, причинения материального ущерба и возникновения человеческих жертв в случае пожара.

Как установлено по делу, Ачинской межрайпрокуратурой была проведена проверка соблюдения Преображенским сельсоветом законодательства о пожарной безопасности на территории сельсовета. согласно которой выявлены и зафиксированы следующие нарушения: на территории населенного пункта с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара., на территории населенного пункта с.Преображенка, с.Большая Салырь, д.Игинка,, д.Саросека отсутствует переносная пожарная мотопомпа., а также отсутствует организованный подъезд к водоисточнику в с.Преображенка с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время.

На момент обращения Ачинского межрайонного прокурора в суд администрацией МО «Преображенский сельсовет» мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений в области пожарной безопасности, не проведены и не устранены.

Установленные в судебном заседании обстоятельства, были подтверждены допрошенным в судебном заседании свидетелем – специалистом Михайловым Д.А., который суду пояснил о том, что он работает государственным инспектором по пожарному надзору г.Ачинска и Ачинского района. 17 октября 2011 года им проводилась проверка соблюдения пожарной безопасности населенных пунктов Администрацией Преображенского сельсовета. После проведенной проверки, сельсовету было выдано два предписания с указанием сроков исполнения выявленных нарушений. Предписания были составлены на главу Преображенского сельсовета и юридическое лицо. В настоящее время, часть нарушений устранена, однако сведениями об установлении переносной пожарной мотопомпы, организации подъезда к водоисточнику ответчиком, они не обладают. Независимо от причин и обстоятельств, указываемых главой Администрации Преображенского сельсовета, закон им должен быть исполнен и данные нарушения устранены.

В связи с вышеизложенным, суд не может согласиться с доводами представителя Преображенского сельсовета о том, что по его мнению отсутствует необходимость по установлению переносной мотопомпы и организация подъездного пути к водоисточнику по причинам, изложенным им в судебном заседании, поскольку как пояснил в судебном заседании свидетель специалист Михайлов Д.А., обеспечение переносной пожарной мотопомпой с.Преображенка, с.Большая Салырь, д.Игинка, д.Саросека, предусмотрено п.31ППБ 01-03. При этом, выполнение данного требования закона необходимо при любых обстоятельствах и наличие пожарной охраны от данных населенных пунктов в 20-минутной зоне, не исключает возможность неисполнения закона. Кроме того, ему известно о том, что в с.Преображенка, имеется водоисточник, на который он выезжал. На данном водоисточнике действительно имеется мост, но он шириной составляет менее 12 метров, что не соответствует п.94 ППБ 01-03 и делает невозможным разъезд двух пожарных машин. Проезжая часть подъездных путей к водоему также узкая, что не позволяет произвести разворот пожарной машине, а также имеет место большая высота уровня дороги, которая препятствует к быстрой организации забора воды.

Тем самым судом установлено, что администрацией Преображенского сельсовета не принято до настоящего времени без уважительных причин мер к устранению нарушений закона в части обеспечения мер пожарной безопасности, что согласно вышеуказанных требований закона относится к компетенции органов местного самоуправления района.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан -обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Устава Преображенского сельсовета Глава сельсовета - высшее выборное должностное лицо сельсовета, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Глава сельсовета действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов.

В силу Устава сельсовета - деятельностью администрации руководит на основе единоначалия глава администрации. Глава сельсовета исполняет полномочия главы администрации сельсовета.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления при осуществлении полномочий должна основываться на требованиях действующего законодательства. В данном случае бездействие администрации Преображенского сельсовета является грубым нарушением действующего законодательства, а также прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования., т.е. неопределенного круга граждан, в связи с чем, требования Ачинского межрайонного прокурора необходимо удовлетворить в полном объеме.

При этом, учитывая необходимость и обязательность исполнения обязанностей ответчиком в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности населенных пунктов, объем работ, необходимых для устранения нарушений, выделение дополнительных денежных средств для исполнения, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению с предоставлением срока выполнения требований в срок до 01.10.2012г.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Преображенский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по обеспечению в полном объеме первичными мерами пожарной безопасности населенных пунктов Преображенского сельсовета.

Обязать администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района устранить нарушения правил пожарной безопасности, обеспечить первичными мерами пожарной безопасности: оборудовать населенный пункт с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, обеспечить с. Преображенка, с. Большая Салырь, д. Игинка, д. Саросека переносной пожарной мотопомпой, оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в с. Преображенка, в срок до 01 октября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.Б. Лучина