№2-2748(2012)



Дело № 2 -2748/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2012 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием истца - помощника Ачинского межрайонного прокурора Булатовой О.В.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рубин» о понуждении приведения в соответствие с действующим трудовым законодательством размера оплаты труда работников, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Рубин» о понуждении приведения в соответствие с действующим трудовым законодательством размера оплаты труда работников на должностях прораба, сварщика, плотника-бетонщика, установив для указанных должностей размер оплаты труда в сумме 7377,60 рублей в месяц, а также о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения трудового законодательства в отношении ООО «Рубин» было установлено, что обществом допускаются нарушения трудового законодательства, регулирующего охрану и оплату труда, а именно, в нарушение требований ст.212 ТК РФ, не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствует аттестационная комиссия, график проведения работ по аттестации, полный перечень рабочих мест для проведения работ по их аттестации. Кроме того, согласно штатного расписания ООО «Рубин» на 2012 год, заработная плата для должностей прораб, сварщик, плотник-бетонщик составляет ниже установленного минимального размера оплаты труда, который не может составлять вместе с компенсационными выплатами для граждан, в связи с их работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, менее 7377,60 рублей в месяц для г.Ачинска и Ачинского района. Для восстановления нарушенных прав работников ООО «Рубин» прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением (л.д. 2-4).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Рубин», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела почтовым извещением (л.д.39,40), в судебное заседание не явился, ходатайств, возражений по исковым требованиям не представил.

В связи с неявкой представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, с согласия истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по правилам заочного производства.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в следующем объеме по следующим основаниям.

В силу ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) "О минимальном размере оплаты труда", установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц (статья 1 в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ).

Действующей в настоящее время частью 3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако, действующей в настоящее время частью 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

При этом, в соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.06.2011 года – не менее 4611 рублей в месяц).

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316,317 ТК РФ).

Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 146, 148, 315-317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (указанная правовая позиция нашла отражение в решениях Верховного суда РФ по делу №52-В 11-1 от 24.06.2011 года, по делу № 3-В11-31 от 07.10.2011 года).

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Иное толкование вышеназванных норм Трудового кодекса означало бы, что повышенный размер оплаты труда работника с применением районных коэффициентов, установленных с учетом климатических условий территории, не был бы обеспечен.

Из материалов дела следует, что ООО «Рубин» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 30 ноября 2010 года, обществом осуществляется в том числе, деятельность по производству строительных работ (л.д.5-20,34,35).

Согласно штатному расписанию на период с 01 января 2012 года, в ООО «Рубин» установлены следующие должности:

директора (1 ставка) с окладом 6250,00 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 10 000 рублей;

заместителя директора (1 ставка) с окладом 5 000 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 8 000 рублей;

прораба (1 ставка) с окладом 4375,00 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 7 000 рублей;

сварщика (2 единицы) с окладом 3250,00 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 10 400 рублей на единицы;

плотника-бетонщика (3 единицы) с окладом 3250,00 руб., с районным и северным коэффициентами установлен размер заработной платы 15 600 рублей на три единицы (л.д.27).

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр."штатного расписания указываются в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6 - 8 "Надбавки" показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

Таким образом, как следует из представленного штатного расписания на 2012 год, заработная плата без применения районного и северного коэффициентов прорабу установлена в сумме 4375 рублей, сварщику в сумме 3250,00 рублей, плотнику-бетонщику в сумме 3250 рублей, что составляет ниже МРОТ и является нарушением норм трудового законодательства об оплате труда (л.д.27).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы дела копиями трудового договора от 23.01.2012г. с одним из работников, работавшим в ООО «Рубин» в должности плотника-бетонщика (л.д.26), приказа от 23.01.2012г. о приеме К. на работу в ООО «Рубин» на должность плотника-бетонщика с установленной тарифной ставкой в сумме 3125,00 рублей (л.д.28), правилами внутреннего распорядка для работников ООО «Рубин», утвержденными 01.01.2012г., согласно которым на предприятии установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительность рабочего времени составила 40 часов в неделю (л.д.30-31).

Премиальные и иные стимулирующие выплаты, которые подлежали начислению плотнику-бетонщику К. сверх заработной платы, согласно лицевой карточке начисления заработной платы (л.д.36), в соответствии со ст.191 ТК РФ, являются правом работодателя поощрить работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности. Между тем, основная заработная плата работника без компенсационных и стимулирующих выплат, исходя из вышеуказанных норм трудового законодательства, должна быть не ниже установленного МРОТ, т.е. с 01.06.2011г. не ниже 4611 рублей в месяц.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, обязать руководителя ООО «Рубин» привести в соответствие с действующим трудовым законодательством размер оплаты труда работников в должностях прораба, сварщика, плотника-бетонщика, указанный в штатном расписании предприятия.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В силу ст.1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и др.

Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Приказом Минздравсоцразвития РФ №342Н от 26.04.2011 года утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Согласно п.8 Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Как указано выше, согласно представленного штатного расписаний на 2012 год, в ООО «Рубин» осуществляют трудовую деятельность работники на следующих должностях: директора, заместителя директора, прораба, сварщика, плотника-бетонщика (л.д.27). Основными видами деятельности общества является производство строительных работ, что может быть сопряжено с производственным риском.

Аттестация рабочих мест ответчиком не проведена, что тем самым нарушает права работников на безопасные условия труда.

Таким образом, принимая во внимание, что доказательств проведения аттестации рабочих мест, а также сведений о создании аттестационной комиссии, утверждения графика проведения работ по аттестации рабочих мест, заключения договора со специализированной организацией на производство работ по аттестации ответчиком не представлено, суд полагает установленным нарушение руководителем ООО «Рубин» требований трудового законодательства и, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что при этом нарушаются конституционные права граждан - работников предприятия на безопасные условия труда, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать руководителя ООО «Рубин» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом процедура аттестации рабочих мест требует продолжительного времени, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику разумный срок выполнения мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - шесть месяцев.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так, с ответчика в соответствии с правилами ч.3 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г. Ачинска в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 235 и 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать руководителя ООО «Рубин» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с действующим трудовым законодательством размер оплаты труда работников в должностях прораба, сварщика, плотника-бетонщика, указанный в штатном расписании предприятия.

Обязать руководителя ООО «Рубин» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести на предприятии аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с общества с ООО «Рубин» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Ответчик вправе подать заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня получения его копии.

Решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Е.П. Матушевская