№2-1287(2012)



Дело № 2- 1287/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2012 год г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

при секретаре Усковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Шаровой В.Я. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о понуждении к заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истица Шарова В.Я. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признании проживающей на условиях найма жилого помещения, понуждении к заключению договора найма специализированного жилья, выдаче государственного жилищного сертификата, указав, что с 1995 года она с супругом была принята на работу в войсковую часть, в связи с трудовыми отношениями им было предоставлено жилое помещение в военном городке. В 2007 году была проведена проверка жилищных условий, после которой истице была предоставлена 2х-комнатная квартира, однако договор найма с ней не был заключен. Поселение включено в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. Она обращалась в войсковую часть с просьбой заключить договор, однако ей ответили, что квартира не имеет статус служебной. В связи с чем просила признать ее проживающей на условиях найма жилого помещения, обязать ответчиков заключить договора найма специализированного жилья, обязать ответчиков предоставить жилищный сертификат для приобретения жилья на территории г.Ачинска (л.д.3).

11.04.2012 года истица уточнила требования и просила обязать министерство обороны заключить с нею договор социального найма на спорное жилое помещение (л.д.64).

Определением Ачинского городского суда от 11 марта 2012 года в качестве соответчика по данному делу привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также в качестве третьего лица привлечена войсковая часть г. Ачинска (л.д.1).

Определением суда от 02 апреля 2012 года в качестве третьих лиц Администрацию Ачинского района, Администрацию Ключинского сельсовета, территориальное управление федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю (л.д.51).

Истица Шарова В.Я., уведомленная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие(л.д.120). Ранее поясняла, что до переезда в г.Ачинск они много лет отработали на закрытом предприятии, которое относилось к министерству машиностроения. При поступлении в 1995 году на работу в войсковую часть г.Ачинска, в связи с трудовыми отношениями им было предоставлена комната в общежитии, их сразу же поставили на учет, как нуждающихся в жилье. Муж работал до 2005 года, потом ушел на пенсию. Она также работала до ухода на пенсию, потом периодически работала на время отпусков сотрудников. В 2007 году умер муж, она одна проживала в общежитии. В 2007 году после проверки жилого фонда в войсковой части было выявлено много пустых квартир, в которых люди уже давно не проживали, эти квартиры стали распределять очередникам. Т.к. она к этому времени стояла в списке первой, то ей предложили спорную квартиру, но при условии, что она оплатит долг 30000 руб. за предыдущего жильца. Она просила однокомнатную квартиру, но ей отказали и сказали, что однокомнатных квартир не было. После этого она заселилась и проживает в данной квартире, зарегистрирована там по месту жительства, содержит жилое помещение, оплачивает коммунальные услуги. Другой жилой площади, находящейся в собственности или занимаемой по договору социального найма, не имеет. Документы направлялись на заключение договора найма в Красноярскую КЭЧ, но там ответили отказом, т.к. квартира не служебная. Также собирала документы на получение жилищного сертификата, сдала их командиру части, но дальнейшая их судьба ей неизвестна. Просила признать за нею право на пользование квартирой на условиях договора социального найма, обязать МО РФ заключить с нею договор социального найма.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом (л.д. 123), в суд не явился. Представитель Горюнова Е.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.102), представила в суд отзыв, в котором против исковых требований возражала. Указала, что на заявление истицы поступил обоснованный ответ начальника ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России от 21.04.2010 года, где ей правильно отказано в заключении договора найма спорной квартиры и разъяснено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решения собственника такого помещения по установленным статьей 51 ЖК РФ основаниям и состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся. Истицей такие требования не были соблюдены. Истица также не была включена в число участников подпрограммы для получения жилищного сертификата. Кроме того, ответчику из заявления не ясно, сохранился ли за поселением статус закрытого военного городка (л.д.96-101). Просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.137).

Представитель ФГУ «Красноярская квартирно–эксплутационная часть», надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. На основании приказа МО РФ №1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России была реорганизована путем присоединения к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Высоцкая Ю.С., действующая на основании доверенности от 23.12.2011 года сроком на один год (л.д. 39, 116), о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом ( л.д. 123), причина неявки суду неизвестна. Представила в суд отзыв, в котором указала, что возражает по уточненным требованиям, указав, что целями деятельности ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в ВС РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента существенных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Истцом также не представлены доказательства, имеется ли у него обстоятельства, перечисленные в абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», необходимые для получения жилья от Минобороны России, сохранены ли отношения, связанные с прохождением военной службы, с Министерством обороны Российской Федерации, не установлено, состоит ли истец на учете нуждающихся в жилье военнослужащих, получал ли он жилищный сертификат по избранному месту жительства. Кроме того, в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации №205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Указанием от 08 апреля 2011 года № 205/2/210, заместитель Министра обороны требует: квартирно-эксплуатационным органам с 11 апреля 2011 года прекратить заключение договоров социального найма. Как указано в исковом заявлении, истица обращалась в войсковую часть о заключении с ней договора найма жилого помещении и получила законный отказ. При таких обстоятельствах ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу. Просила в иске отказать (л.д.40-44).

Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Соколова С.В., действующая на основании доверенности от 13.05.2012 года сроком на один год (л.д. 131), о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.123), в суд не явилась, причина неявки суду неизвестна. Из отзыва, приобщенного к материалам дела следует, что информация о статусе спорного жилого помещения отсутствует. Шаров А.С. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, не состоит. По базам данных ФГКЭУ районов также отсутствует информация в отношении Шарова А.С. Полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГКЭУ КЭЧ районов в Сибирском округе, осуществляет ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, находящееся в г. Чите. В настоящий момент, порядок обеспечения жильем из фондов Министерства обороны РФ регулируется Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76- ФЗ, приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. №1280. Указанным федеральным законом и приказом определен порядок обеспечения жильем только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке, нуждающимися в получении жилых помещений. Возможность предоставления гражданам жилых помещений, как по договору социального найма, так и по договору найма специализированного жилого помещения не предусмотрена. ФГУ «Центррегионжилье», как специализированная организация Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, создана в целях организации работы по обеспечению только военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа ( л.д. 130).

Представитель третьего лица – войсковой части, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 124),просил дело рассмотреть в отсутствие представителя в/ч (л.д.32). В суд направлены возражения, в которых указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку заключению договора найма должно предшествовать признание в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановка на учет в качестве такового. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В спорную квартиру истцы вселились в связи с трудовыми отношениями. Поселение, в котором расположена спорная квартира, имел статус закрытого военного городка с системой пропускного режима, обособленностью и расположением вне населенного пункта, жилищный фонд расположенный в закрытом военном городке состоял на балансе ФГУ «Красноярская КЭЧ района» и в собственности Министерства обороны РФ. Вышеизложенные факты, бесспорно, свидетельствуют о приобретении спорным жилым помещением статуса служебного. Постановление Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г., Постановление Правительства № 153 от 21.03.2006 г. предусматривает отселение граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков. В 2011 г. из Перечня жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка, военный городок исключен (Распоряжение Правительства от 11.10.2011 г. № 1779-р), соответственно в настоящее время статус «закрытого» городком утрачен. По данному основанию переселение истца не представляется возможным, поскольку это противоречит действующему законодательству РФ (л.д. 33). Сведений о том, что гражданский служащий Шаров А.С. состоял на очереди для получения жилья, у командования войсковой части не имеется. Документация, которая велась в ЖКХ, могла сохраниться при передаче жилищного фонда на обслуживание ОАО «Славянка». Шаровой В.Я. спорное жилое помещение предоставлено по ходатайству жилищной комиссии. Согласно личной карточки Шарова А.С., сведений об иных местах проживания Шаровых в войсковой части не имеется (л.д.132).

Представитель территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю Ветлова О.В., действующая на основании доверенности (л.д.126), просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, поддержала позицию, изложенную ранее в отзыве (л.д.125). Ранее представитель территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю Клепикова М.В., действующая на основании доверенности (л.д.73) в письменном отзыве пояснила, что в реестре федерального имущества учитывается следующий объект недвижимого имущества- жилой дом общей площадью 4072 кв.м, в соответствии с выпиской из еестра федерального имущества. В выписке из реестра федерального имущества отсутствуют сведения, что данный жилой дом относится к служебному жилью. Данный жилой дом закреплен на праве оперативного управления за ФГУ Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», вступившим в силу 27 января 2009 года, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного правления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Территориальное управление не осуществляет полномочия собственника в отношении объектов Вооруженных сил Российской Федерации с 27.01.2009 года (л.д. 70).

Глава МО «Ключинский сельсовет» Барановский А.В.просил дело рассмотреть в его отсутствие, против требований истицы не возражает (л.д.129).

Представитель Администрации Ачинского района Антоненко И.В., действующая на основании доверенности (л.д.85), просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Против требований истицы не возражала (л.д.83).

В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 ЖК РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", действовавший на момент трудоустройства Шаровых в войсковую часть, устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.

Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.

Согласно п. 46 Приказа, учету нуждающихся в жилой площади подлежали в том числе и не имеющие жилой площади военнослужащие, а также рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, и не имеющие жилой площади (к неимеющим жилой площади относятся также лица, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади).

Согласно действовавшему в 1995 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.

В последующем, а именно с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством.

Действующий Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и не затрагивает вопросов обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном названным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных законодательных норм позволяет прийти к выводу о том, что при условии отсутствия особого статуса, гражданский персонал может быть признан нуждающимся в получении жилья не иначе как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно по основаниям и в порядке, установленным в ст. ст. 49 и 52 данного Кодекса.

Указанная правовая позиция закреплена в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая гласит, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохраняются обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 г.

Правовым основанием для исполнения указанных обязательств является Отраслевое соглашение между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 20011 - 2013 гг., подписанное сторонами 07.02.2011г. и прошедшего регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24.03.2011 года. 65 указанного Соглашения предусмотрено, что лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, (что подтверждает вышеуказанный вывод о праве на обеспечение жильем лиц гражданского персонала только на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации). При этом предусмотрено, что лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что работники из числа гражданского персонала, принятые на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., вправе рассчитывать на реализацию имеющегося права за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истица Шарова В.Я. и ее супруг Шаров А.С. с мая 1995 года состояли в трудовых отношениях с войсковой частью: Шаров А.С. 29.05.1995 года был принят в ТО трактористом, работал до выхода на пенсию 01.02.2005 года, истица Шарова В.Я. 25.05.1995 года была принята в отряд ВОХР стрелком, уволена в связи с уходом на пенсию 23.11.1998 года, что подтверждается копиями трудовых книжек (л.д.18-20, 105-116).

Семье Шаровых при трудоустройстве была предоставлена комната в общежитии в закрытом городке. Данные обстоятельства установлены пояснениями истицы, а также усматриваются из письма командира войсковой части от 28.06.2012 года, согласно которому в личной карточке Шарова А.С. указан этот же адрес. Сведений об иных местах проживания Шарова А.С. не имеется (л.д.133).

09.10.1995 года Шаровым А.С. было подано заявление о постановке на учет для предоставления жилого помещения. По состоянию на 21 января 2005 года Шаров А.С. числился первым в списке очередности на получение 1 комнатной квартиры, что подтверждается списком очередности на получение жилья, утвержденном командиром войсковой части и согласованным председателем профкома (л.д.62).

08 мая 2007 года Шаров А.С. умер (л.д.63).

По ходатайству жилищной комиссии Шаровой В.Я., являющейся в то время пенсионеркой, было предоставлено служебное жилое помещение (л.д.9,133). Условием предоставления двухкомнатной квартиры являлось полное погашение Шаровой В.Я. имеющегося долга за квартплату и коммунальные услуги по данной квартире, возникшего у предыдущего жильца.

Согласно выписки из домовой книги, Шарова В.Я. зарегистрирована в спорном жилом помещении с 26.12.2007 года по решению жилищной комиссии (л.д.10), на нее открыт финансово-лицевой счет(л.д.13).

После проверки жилищных условий Шаровой В.Я., жилищной комиссией войсковой части было принято решение ходатайствовать перед Красноярской КЭЧ об оформлении договора найма служебного жилого помещения(л.д.14), В Красноярскую КЭЧ были направлено ходатайство о заключении договора найма жилого помещения с Шаровой В.Я. и соответствующие документы(л.д.7,8).

В решении жилищной комиссии войсковой части указано, что спорное жилое помещение предоставляется истице как служебное, однако договор найма служебного жилого помещения с истицей не был заключен, т.к. спорная квартира не носит статус служебного жилого помещения, что следует из ответа ФГУ «Красноярская КЭЧ» от 27.04.2010 года (л.д.6), из ответа на запрос суда ответчика ФГУ «Центрегионжилье» (л.д.140), а также подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 11.04.2012 года (л.д.72).

Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д.84).

Истица Шарова В.Я. после предоставления ей спорного жилого помещения постоянно проживает в нем, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д.59-61), претензий по проживанию к истице не поступало. Представителями ответчиков факт проживания истицы в спорном жилом помещении также не оспорен, встречного иска к истице не предъявлялось.

В судебном заседании также установлено, что истица Шарова В.Я. других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих ей на праве собственности не имеет, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, а также не оспорено ответчиками (л.д.11, 25).

Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.

Согласно распоряжению Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года, военный городок был включен в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. Постановлением правительства от 11.10.2011 года №1779-р из перечня жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка, военный городок исключен. Спорное жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления Министерству обороны РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение к числу специализированных в порядке, установленным правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, не отнесено, служебным не является и не может использоваться в качестве служебного. Ответчиками доказательств, опровергающий данный вывод, не представлено.

На основании изложенного, учитывая, что у истицы не имеется иного жилого помещения, исходя из норм жилищного права и положений ст. 49 ЖК РФ, принимая во внимание обстоятельства постановки истицы на учет нуждающихся в получении жилья и предоставления ей жилого помещения, суд приходит к выводу о признании за истицей права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма.

Факт постановки истицы и ее супруга на учет нуждающихся в жилой площади, наличие оснований для постановки их на учет как не обеспеченных жилой площадью подтверждается исследованными доказательствами и никем из сторон не оспаривается. Отсутствие соответствующих документов в войсковой части не свидетельствует о том, что их не было в наличии по состоянию на 1995 год.

Таким образом, из представленных доказательств, следует, что истица и ее супруг состояли на учете, как не обеспеченные жилой площадью до 2005 года, истица была вселена и проживает в спорном жилье на законных основаниях не в связи с трудовыми отношениями, несет бремя его содержания и оплаты коммунальных услуг, что не оспорено ответчиками. Поскольку доказательств того, что спорная квартира в установленном порядке включена в число служебных, суду представлено не было, суд полагает, что исковые требования о признании Шаровой В.Я. проживающей в жилом помещении на условиях социального найма подлежат удовлетворению.

Учитывая, что спорная квартира не имеет статуса служебной, требования истицы о понуждении к заключению договора найма специализированного жилья удовлетворению не подлежат.

Как указывалось выше, в настоящий момент, порядок обеспечения жильем из фондов Министерства обороны РФ регулируется Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. и №76-ФЗ, приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. №1280. Указанным федеральным законом и приказом определен порядок обеспечения жильем только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке, нуждающимися в получении жилых помещений. Возможность предоставления гражданам жилых помещений, как по договору социального найма, так и по договору найма специализированного жилого помещения не предусмотрена.

Из отзыва ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ следует, что ФГУ «Центррегионжилье», как специализированная организация Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, создана в целях организации работы по обеспечению только военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа. Из отзыва ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России усматривается, что целями деятельности ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, из представленных ответчиками возражений и действующего законодательства не усматривается конкретный орган, который наделен Министерством обороны РФ полномочиями по заключению договоров социального найма с работниками из числа гражданского персонала, принятыми на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ.

Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Согласно подпункту 68 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.

Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание, что до настоящего времени вопрос о передаче жилого фонда из открытого городка в муниципальную собственность не решен и на основании Постановления РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ остается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или управления, которому в соответствии с требованием п.1 ст.60 ЖК РФ принадлежит право на заключение от имени собственника договоров социального найма, суд полагает необходимым удовлетворить требование истицы и обязать Министерство обороны Российской Федерации заключить с Шаровой В.Я. договор социального найма жилого помещения.

При рассмотрении требований истицы о выдаче жилищного сертификата, суд исходит из следующего.

Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Подпунктом "г" пункта 5 Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков (абзац пятый) (в ред. от 10.04.2008 г.).

Таким образом, основанием, дающим истцу право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил условия, целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.

Распоряжение Правительства от 11.10.2011 г. № 1779-р из Перечня жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка, военный городок был исключен, т.е., статус «закрытого» городком утрачен.

Учитывая данное обстоятельство, основания для предоставления истцу жилищного сертификата как лицу, подлежащему переселению из закрытого военного городка, на данный момент отсутствуют, поскольку данный статус в установленном законом порядке был населенным пунктом утрачен, в связи с чем, истец не отвечает установленным нормативным актами условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шаровой В.Я. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ удовлетворить частично.

Признать Шарову В.Я. проживающей на условиях социального найма в жилом помещении.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации заключить с Шаровой В.Я. договор социального найма квартиры. В остальной части иска отказать.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца в апелляционном порядке через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья копия Матушевская Е.П.