2-2537(2012) Именем Российской Федерации 12 июля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б., с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего по доверенности от 19.12.2011 г. сроком по 31.12.2012 г. (л.д. 28), при секретаре Шевченко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора в интересах инвалида Черняевой Т.М. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд УСТАНОВИЛ: Боготольский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Черняевой Т.М. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Черняевой Т.М. и обязании обеспечить средствами технической реабилитации – тростью опорной, мотивируя требования тем, что Черняева Т.М. является инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации, а именно, трость опорная. Для постановки на учет 19 января 2012 года Черняевой Т.М. в филиал № 8 «Ачинский» были предоставлены все необходимые документы, и в этот же день ей сообщено о том, что она поставлена на учет в региональном отделении Фонда социального страхования для обеспечения средствами технической реабилитации. 28.03.2012 г. Черняевой Т.М. выдано направление на получение трости опорной. Однако, на момент проверки установлено, что данное техническое средство Черняевой Т.М. не выдано, что не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза ее здоровью (л.д. 2-4). В судебное заседание процессуальный истец – Боготольский межрайонный прокурор не явился, о слушании дела были извещены, направили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают (л.д. 40). Истец Черняева Т.М., будучи уведомленной о рассмотрении дела, в суд не явилась (л.д.31). Представитель ответчика ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. против исковых требований возражал, суду пояснил, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. ГУ КРО ФСС РФ заключен контракт с ООО «Атис», на котором и лежит обязанность по обеспечению инвалида Черняевой Т.М. средствами реабилитации. ГУ КРО ФСС РФ выдает только направления для получения необходимых изделий, которое выдано Черняевой Т.М. 28.03.2012 г. со сроком действия до 01.11.2012 г. включительно. ООО «Ланцет» поставщик средств технической реабилитации в виде тростей обещает до конца месяца июля 2012 года исполнить свои обязательства. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Черняевой Т.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется трость опорная. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Черняевой Т.М., 01 февраля 2012 года установлена повторно третья группа инвалидности по общему заболеванию и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида она нуждается в технических средствах реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения (л.д.8, 9-10). С этой целью 19 января 2012 года Черняева Т.М. обратилась в Филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее указанным средством реабилитации (л.д. 8). Согласно уведомлению от 19 января 2012 года Черняева Т.М. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 7). 28 марта 2012 г. Черняевой Т.М. выдано направление № 1470 в ООО «Атис» для получения трости опорной с устройством противоскольжения (л.д. 6). Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также факт того, что с января 2012 года по настоящее время Черняева Т.М. без уважительных причин не обеспечена средствами реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Черняевой Т.М. техническим средством реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения ее данным средством реабилитации. При этом, суд считает, что обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на него возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами, не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств. Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Черняевой Т.М. средствами реабилитации в виде опорной трости регулируемой длины с устройством противоскольжения следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Черняеву Т.М. не предоставленным средством реабилитации в виде опорной трости регулируемой длины с устройством противоскольжения. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Черняевой Т.М. техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Черняеву Т.М. техническим средством реабилитации – опорной тростью регулируемой длины с устройством противоскольжения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.