2-2384/2012



Дело № 2-2384 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием представителя истца ООО "Ачинский Цемент" в лице Джугис О.В., действующей на основании доверенности (л.д.27)

с участием представителя истца ООО "Ачинский Цемент" в лице Шурыгиной В.И., действующей на основании доверенности (л.д.68)

представителя ответчика МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» в лице Курасовой Е.А., действующей по доверенности (л.д.57)

третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмера спора, Тушканова А.П., его представителя Колесовой Л. В.

при секретаре Забегаевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Ачинский Цемент" о признании действий МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» по выдаче медицинского заключения на проведение периодического медицинского осмотра, противоречащим нормам законодательства РФ, признания данного заключения недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ООО "Ачинский Цемент" обратился в суд с иском о признании действий МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» по выдаче медицинского заключения на проведение периодического медицинского осмотра в отношении Тушканова А.П. от 18 ноября 2011 года, противоречащим нормам законодательства РФ, признания данного заключения недействительным, мотивируя свои требования тем, что Тушканову А.П., работнику ООО «Ачинский Цемент», было выдано Направление на прохождение периодического медицинского осмотра (профосмотр) в ООО «РУСАЛ Медицинский центр» в г. Ачинске. Тушканов А.П. прошел профосмотр в МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1», которая выдала ему медицинское заключение со следующими нарушениями действующего законодательства : Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские, Приказа № 90 от 14.03.1996, который применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении, Письма Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.01.05г. № 0100/63-05-32 "О порядке применения приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83": во-первых, провела профосмотр работнику ООО «Ачинский Цемент» Тушканову А.П., электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда сырьевого цеха (работающему на предприятии с 2007 года), не имея в своем ведении договора с ООО «Ачинский Цемент», Списка работников ООО«Ачинский Цемент», подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2011 году, согласованного с главным Государственным санитарным врачом и амбулаторной карты с предыдущими результатами профосмотров. Во-вторых, ответчик, не имея амбулаторной карты Тушканова А.П. или выписки из нее с результатами предыдущих периодических осмотров, провел Тушканову А.П. периодический профосмотр. Также выданное заключение подвергается сомнению на предмет его соответствия Приказу, поскольку из заключения не понятно, каким специалистом установлено, что работник «допускается к работе», нет ни должности, ни расшифровки подписи, ни печати медицинского учреждения под данным заключением. Затем, не предоставлен работодателю заключительный акт по итогам проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, составленный медицинской организацией совместно Роспотребнадзором и представителем работодателя. Кроме того, в адрес Обществу с ограниченной ответственностью «Ачинский Цемент» поступило письмо от управления здравоохранения Администрации города Ачинска, где признает выданное МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» медицинское заключение работнику ООО«Ачинский Цемент» Тушканову А.П. не соответствующим требованиям действующего законодательства, и просит считать его недействительным. (л.д. 2-4)

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснив, что Тушканов был восстановлен после увольнения на работу, поэтому на него был согласован список в РГШ. Ему было выделено время в течение рабочей недели пройти периодический медосмотр. Тушканов А.П. получил направление на периодический медосмотр от начальника сырьевого цеха для прохождения его в ООО «РУСАЛ Медицинский центр» г. Ачинска, с которым заключен договор на проведение периодических и предварительных медосмотров. Тушканов сначала пошел в Поликлинику комбината, где сказал, что он устраивается на работу, и так как не соответствовал бланк (периодический медосмотр), он обратился к несведущему специалисту в службе по персоналу, обманув её, что его отправили за направлением предварительного медосмотра, получил второе направление, стал проходить по нему медосмотр. После того, как возникли сложности с прохождением медосмотра у окулиста, Тушканов, имея на руках второе направление на периодический медосмотр, обратился в поликлинику №1, где получил желаемый результат - допуск к работе. Руководителей на производстве он в известность не поставил. С МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» ООО «Ачинский Цемент» не заключало договор на проведение периодических медосмотров, не предоставлен работодателем ООО «Ачинский Цемент» список лиц (лица), подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. У Тушканова А.П. не было на руках амбулаторной карты (п. 10 приказа №83) или выписки из неё за период его работы в ООО «Ачинский Цемент». Не заполнено заключение комиссии, проводившей периодический медосмотр. На обратной стороне направления имеются росписи врачей, нечеткий штамп с подписью врача о допуске к работе, нет печати медучреждения, нет заключительного акта по результату медосмотра Тушканова А.П., который должен быть согласован с Роспотребнадзором (п. 11 приказа №83) и предоставлен в ООО «Ачинский Цемент». Следует отметить, что Тушканов прошел медосмотр в комиссии не в полном составе - он не прошел осмотр у дерматолога, который определяет воздействие металлов щелочных на кожный покров работника (нарушен п. 1.17 приложения №1 приказа №90). Нарушен порядок проведения периодических и предварительных медосмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, регламентированный приказом №83 от 16.08.2004г. Со стороны работодателя нет нарушений законодательства по организации периодического медосмотра Тушканова. Очевидно, что Тушканов, зная какие есть противопоказания для работы в действующих электроустановках, сам сомневался, что пройдет медосмотр. Обманом получил второй бланк на предварительный медосмотр, обманул сотрудников в поликлинике №1, что устраивается на работу на цемзавод, опять же обманным путем получил допуск к работе, проявив при этом изощренные, продуманные действия в отношении всех организаций. Работодатель обратился в РПН г. Ачинска за разъяснение по оформлению результатов периодического медосмотра Тушканова А.П., выданных МБУЗ «Ачинская поликлиника №1», на соответствие требованиям законодательства, законности факта допуска его к работе в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования сырьевого цеха ООО «Ачинский Цемент». Получен ответ о том, что поликлиника №1 допустила нарушения порядка проведения периодического медосмотра, и в соответствии с ч.4 ст. 34 ФЗ №52 работники не прошедшие медосмотр к работе не допускаются (результаты периодического медосмотра Тушканова поликлиникой №1 недействительные). Также исполняющая обязанности начальника управления в письме от 02.12.11г. 01-14/493 на имя Генерального директора ООО «Ачинский Цемент» указала на то, что допущены нарушения требований приказа №83 от 16.08.2004г. поликлиникой №1 при проведении периодического медосмотра Тушканова, и считать медосмотр Тушканова недействительным.

Законодательством определена организация работодателем проведение медосмотров (периодического и предварительного) за счет предприятия. И Тушканову не нужно тратить свои денежные средства, это обязанности работодателя. Работа электромонтера по ремонту и
обслуживанию электрооборудования сопряжена с рядом опасных и вредных производственных факторов. И, если у работника есть противопоказания (по зрению), а он работает в действующих электроустановках напряжением до 10000 В., и имеет место выполнение им работ на высоте - это потенциальная опасность для его жизни. Также неправильные действия работника, из-за медицинских противопоказаний, могут привести к травмированию окружающих работников. Достигнув своей цели подобным образом, Тушканов нарушил действующее законодательство и проигнорировал работодателя. В то время как работодатель по законодательству несет полную ответственность за жизнь каждого работника, его здоровье на производстве.

Кроме того, ссылка ответчика на Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее Закон), который вступил в силу с 01.01.2012., является необоснованной, поскольку рассматривается спор, относящийся периоду с 15.11.2011 (дата выдачи направления на руки Тушканов А.П.) по 18.11.2011 (дата выдачи заключения), т.е. за пределами спорного периода. Вместе с тем, область применения указного закона не относится к порядку проведения первичных и периодических медосмотров работников, т.к. при проведении данного рода мероприятий применяется специальный порядок, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований)» от 16 августа 2004 года N 83 (далее - Приказ), изданный во исполнение ст. 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 27 октября 2003 года N 646. Согласно ст. 21. Закона предусмотрено, при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Т.е. область действия данного закона направлена на правоотношения между медицинской организацией и гражданином при оказании ему медицинской помощи, для чего гражданином и осуществляется выбор медицинской организации и выбора врача. Статья 24 данного закона предусматривает П и ПМО, но является отсылочной на соответствующие нормы. Таким образом, порядок проведения первичного и периодического медосмотров четко определен.

Во исполнение ст. 213 ТК РФ Правительством РФ издано Постановления от 27 октября 2003 года N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)", а также Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 16 августа 2004 г. N 83, которым определен порядок проведения периодических и медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными условиями труда.

Также ФЗ № 326-ФЗ от 29.10.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» не регулирует правоотношения, связанные с первичными и периодическими медицинскими осмотрами, т.к. данный вид медобслуживания не подлежит мед.страхованию, а оплачивается работодателем из собственных средств на основании заключенного договора с медицинской организацией.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Письме от 13.01.05г. № 0100/63-05-32 дает разъяснения по сфере применения и разграничения действий Приказа № 90 от 14.03.1996 с Приказом № 83 от 16.08.2004:

- приказ № 83 от 16.08.04 (приложения 1, 2, 3) определяет порядок проведения первичного и периодического МО, перечень вредных факторов производственной среды и перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), которыми следует руководствоваться при планировании ПМО. Порядок проведения ПМО (приложение 3) определяет также кратность проведения осмотров;

- приказ № 90 от 14.03.1996 применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний. (л.д.77-83)

Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что с их стороны не последовало нарушений действующего законодательства, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с указанным федеральным законом. Статья 213 ТК РФ, соответственно Приказ Минздравмедпрома РФ. от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)» ограничивает работнику право выбора в выборе врача и медицинского учреждения.

МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» имеет лицензию № ЛО -24-01-001046 от 22 февраля 2011 года на виды деятельности, в том числе проведение предварительных, периодических медицинских осмотров. Врачи МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1»: терапевт, невролог, хирург, офтальмолог, отоларинголог имеют сертификаты по повышению квалификации «Профпатология». В учреждении имеется приказ № 20-осн. от 11.01.2011 года «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров».

А.П. Тушканов обратился в МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» 18.11.2011 года с направлением на профосмотр. Медицинский регистратор обратила внимание, что в направлении было указано ООО «Ачинский Цемент», проведение периодического медицинского осмотра, на что А.П. Тушканов пояснил, что он устраивается на работу электромонтером на данное предприятие, именно такое направление ему выдали в отделе кадров и сказали пройти в любой поликлинике.

А.П. Тушканов прошел врачей-специалистов, в том числе врача-офтальмолога, каких-либо жалоб при осмотре не предъявлял, проведена проверка остроты зрения, определены поля зрения.

Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 и Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83, лица со зрением 05Д - 06Д, поля зрения-норма, годны для работы в должности электромонтера, что соответствовало осмотру А.П. Тушканова. Нет оснований сомневаться в том, что врач-офтальмолог, специалист высшей категории, зная обо всей вредности и об опасности производственных факторов, правомерно допустил А.П. Тушканова к работе в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

А.П. Тушканов действительно скрыл информацию о том, что он не первый год работает в ООО «Ачинский Цемент» и периодический медицинский осмотр им пройден ранее по договору его работодателя с ООО «РУСАЛ Медицинский центр» в г. Ачинске в соответствии с установленной периодичностью на основании утвержденного графика. (л.д. 30-32)

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Тушканов А.П. также против иска возражал, пояснив, что при обращении в ООО «РУСАЛ Медицинский центр» 17 ноября 2011г. по направлению работодателя на предварительный медицинский осмотр его данных не оказалось в базе данных (в списках работников, направляемых на профосмотр) ООО «РУСАЛ Медицинский центр», а также не оказалось его медицинской амбулаторной карты о прохождении предварительного и предыдущих периодических медосмотров с момента устройства на работу в ООО «Ачинский Цемент» (с 31 июля 2007г.) по день прохождения профосмотра 17 ноября 2011г. Поэтому работодатель направил его в ООО «РУСАЛ Медицинский центр» для прохождения не периодического профосмотра, а предварительного как при поступлении на работу, в связи с тем, как объяснил ему работодатель, с 30 августа 2011г. он уволен с ООО «Ачинский Цемент». И согласно п.10 «Порядка» в МБУЗ «Ачинская городская поликлиника №1» при проведении предварительного медицинского профосмотора была оформлена амбулаторная карта.

Работодатель, приписывая проходить периодический медицинский осмотр только в ООО «РУСАЛ Медицинский центр», нарушает его права как гражданина РФ на обращение за медицинской помощью в любое по его желанию медицинское учреждение в нарушение ч.2,ч.4 ст.30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан: «имеет право на выбор врача,... выбор лечебно-профилактического учреждения,...проведение консилиума и консультаций других специалистов». На основании этого права он выбрал другое лечебное медицинское учреждение, которое имеет лицензию и право на проведение предварительных и периодических осмотров, также обученный по «профпотологии» персонал, из которого сформирована постоянно действующая врачебная комиссия в соответствии с п.4, п.5 «Положения». При прохождении медосмотра в МБУЗ «Ачинкая городская поликлиника №1» согласно п.10 «Положения» была оформлена медицинская карта, в которой было отражены заключения врачей - специалистов. По окончании медосмотра было выдано заключение о годности состояния его здоровья для работы в указанных работодателем условиях, согласно п.12, п.13 «Положения», которое было передано работодателю, т.е. права работодателя при этом не были нарушены.

По мнению Тушканова А.П., довод истца о том, что медицинская организация не имеет право проводить медицинский осмотр, не имея амбулаторной карты с предыдущими результатами профосмотров, безоснователен так, как ни в одном документе, на который ссылается истец, такого запрета нет, а это есть со стороны истца надуманные обстоятельства (это внутренние дела лечебного учреждения во что работодатель не имеет право вмешиваться).

Также довод истца, что подвергаются сомнению подписи врачей в заключении о прохождении медосмотра и печати лечебного учреждения, безоснователен так, как ответчик не отрицает, что он проходил профосмотр в его лечебном учреждении и, что данное заключение выдано его учреждением в установленном порядке.

Довод истца о том, что заключение оформлено ненадлежащим образом без основателен так, как заключение оформлено согласно п.13 «Порядка», а форма оформления это внутреннее дело (право) учреждения, во что работодатель не имеет право вмешиваться.

Довод истца о том, что от Управления здравоохранения Администрации города Ачинска в адрес ООО «Ачинский Цемент» поступило письмо, которая признает выданное заключение МБУЗ «Ачинская городская поликлиника №1» не соответствующим требованиям действующего законодательства и просит считать его не действительным, считает безосновательным и беспочвенным так, как Управление здравоохранения ссылается на нарушение организационных мероприятий (нет списков работников от работодателя, нет договора на проведение периодических осмотров), связанных с прохождением медосмотра, но при этом не оспаривает заключение врачей, которые выдали заключение о его пригодности для работы в указанных работодателем условиях, что не противоречит и соответствует п.11, п.12, п.13, п.31 «Порядка».

Таким образом, качество проведенного медосмотра в МБУЗ «Ачинская городская поликлиника №1» в исковом заявлении не оспаривается. (л.д.69-72)

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 2.13 СП «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п.п. 13.1, 13.2 СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Рабочие, занятые на работах с вредными условиями труда, должны проходить периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 213, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии с трудовым договором № 184 от 31 июля 2007 года Тушканов А.П. принят на работу э.

Стороны не отрицали, что данная работа связна с вредными и опасными производственными факторам, и за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда к заработной плате работнику положена доплата в размере 8 % ( л.д. 21-22).

30 августа 2011 года на основании приказа № 58 с Тушкановым А.П. был расторгнут трудовой договор по п. 5 части 1 статьи 81 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, 03 октября 2011 года Тушканов А.П. обратился в суд с иском к ООО «Ачинский Цемент» с требованиями о признании незаконным и отмене приказа № 58 от 30 августа 2011 года о расторжении трудового договора, который решением суда от 02 ноября 2011 года был удовлетворен. Тушканов А.П. был восстановлен на работу в качестве э. цеха ООО «Ачинский Цемент» с 31 августа 2011 года.

Тушканов А.П. приступил к работе.

15 ноября 2011 года на основании ст. 213 ТК РФ и с целью проведения периодического медицинского осмотра в 2011 году в отношении Тушканова А.П. был издан приказ № 00-01-04-11-528 о прохождении периодического медицинского осмотра в филиале ООО «РУСАЛ Медицинский Центр» в г.Ачинске в срок с 17 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года согласно утвержденному дополнению к списку работников ООО «Ачинский Цемент», подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2011 году, согласованному с Главным Государственным санитарным врачом по г.Ачинску. (л.д. 63,64)

15 ноября 2011 года Тушканов знакомится с данным приказом и на руки получает направление на периодический медицинский осмотр, подписанный начальником цеха Г. (л.д. 65)

17 ноября 2011 года Тушканов обратился в филиал ООО «РУСАЛ Медицинский Центр» в г.Ачинске, где ему было выдано направление на предварительный медицинский осмотр, обосновывая тем, что уволен 31 августа 2011 года, восстановлен в ноябре 2011 года, амбулаторная карта не найдена, в списках не значится (л.д. 73-74)

Тушканов не отрицал, что в Центре по данному направлению прошел не всех врачей- специалистов, а только невролога, хирурга и окулиста, который в направлении поставил отметку «не годен»(л.д. 74) Работник, полагая, что имеет право выбора медицинского учреждения, решил пройти независимую комиссию и пошел в поликлинику № 1, имея на руках направление на периодический медосмотр. В поликлинике пояснил, что он устраивается на работу, необходимо пройти предварительный медосмотр.

В период с 17 ноября по 18 ноября 2011 года Тушканов прошел комиссию, получил допуск к работе (л.д. 5). Данное направление на периодический медицинский осмотр предъявил работодателю, был допущен к работе.

Между тем, по мнению ООО «Ачинский Цемент», данное заключение является недействительным, поскольку не соответствует требованиям законодательства. Доводы работодателя не лишены оснований, и принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Вопросы порядка проведения медицинских осмотров регламентированы: Трудовым Кодексом РФ, Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские», Приказом № 90 от 14.03.1996, который применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении, Письмом Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.01.05г. № 0100/63-05-32 "О порядке применения приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83".

В силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (ред. от 16.05.2005) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)", признанного утратившим силу с 1 января 2012 года на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, действующего на 18 ноября 2011 года, предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении работника на работу. Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.

Периодические медицинские осмотры проводятся в течение трудовой деятельности. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но не реже, чем один раз в два года. а для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно (ст. 213 ТК РФ) и носят профилактический характер.

Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований). Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии. Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

Стороны не отрицали, что договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) между ООО "Ачинский Цемент" и МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» не заключался.

Представитель МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» пояснил, что был введен Тушкановым в заблуждение, поскольку последний пояснил, что необходим предварительный осмотр для трудоустройства в ООО "Ачинский Цемент". А поскольку мед.учреждение имеет лицензию на осуществление специализированной медицинском помощи по медицинским осмотрам (л.д. 35-38), на основании приказа от 11 января 2011 года создана постоянно-действующая медицинская комиссия для проведения медосмотров (л.д. 33-34), после предварительной оплаты Тушкановым медицинских услуг (л.д. 66) ответчиком был проведен предварительный медицинский осмотр, несмотря на предъявленное Тушкановым направление на периодический медицинский осмотр (л.д. 5)

Данные доводы подтверждены лицензией, приказом, уставом МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1», а также письмом управления здравоохранения администрации г. Ачинска от 02 декабря 2011 года, в котором просили спорное заключение признать недействительным (л.д. 6)

Кроме того, в деле имеется решение Ачинского городского суда от 02 ноября 2011 года о восстановлении Тушканова на работу в ООО "Ачинский Цемент", а потому на день прохождения осмотра Тушканов знал, что ему не требуется предварительный осмотр, а периодический.

Суд подходит критически к утверждению Тушканова о том, что работодатель, приписывая проходить периодический медицинский осмотр только в ООО «РУСАЛ Медицинский центр», нарушает его права как гражданина РФ на обращение за медицинской помощью в любое по его желанию медицинское учреждение в нарушение Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, поскольку право на выбор медицинской организации предусмотрено при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данном случае Тушканов обращался не за медицинской помощью, а с целью пройти предварительный осмотр для трудоустройства в ООО "Ачинский Цемент".

В действительности предоставил работодателю результаты периодического осмотра, проведенного МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1», в нарушение действующего законодательства.

Между тем, как было сказано выше, порядок проведения периодического осмотра утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", согласно которому целью проведения периодических медицинских осмотров является:

- динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска;

- выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

- своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Данным приказом четко регламентирован порядок проведения периодических осмотров, в частности, наличие договора между работодателем и медучреждением на проведение периодических медицинских осмотров (обследований), составление работодателем списка лиц, подлежащих медицинскому осмотру (обследованию), согласование списка и графика прохождения медосмотра, определения объемов исследований, предоставление работником в том числе, амбулаторной карты или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ, внесение в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), а также составление медицинской организацией совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя заключительного акта по его итогам, который представляется работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

Суд также не может согласиться с пояснения Тушканова в том, что спорное заключение о годности состояния его здоровья для работы в указанных работодателем, не нарушает права ООО "Ачинский Цемент", поскольку являются необоснованными.

Согласно нормам ТК РФ именно на работодателя лежит обязанность по установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, обеспечению права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.

В силу ст. 212, "ТК РФ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) работодатель обязан обеспечить, в частности, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций

Работник в свою очередь обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. (ст. 214, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012))

Сторонами не отрицалось, что работа э. сопряжена с опасными и вредными производственными факторами.

Неправильные действия работника из-за медицинских противопоказаний последнего могут привести к травмированию окружающих работников. Работодатель несет полную ответственность за жизнь каждого работника, его здоровье на производстве. Если по заключению комиссии работник по состоянию здоровья не может выполнять свои профессиональные функции, то работодатель обязан перевести работника на другую имеющуюся в организации работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ст. 72 ТК РФ). В случае несчастного случая именно на работодателя возложена обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Что же касается доводов Тушканова в том, что годен на работу в частности по зрению по заключению врача-офтальмолога МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1», в отличие от заключения врача –окулиста ООО «РУСАЛ Медицинский Центр», то в данном деле вопрос о допуске работника к работе не является предметом рассмотрения, более того, работник в силу п.41 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" не лишен права в случаях затруднения определения профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и с целью экспертизы профессиональной пригодности на направление работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» в нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2005 N 338 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)", действовавшего до 01 января 2012 года, в отсутствие договора на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) с ООО "Ачинский Цемент", провела Тушканову А.П. периодический медицинский осмотр, медицинское заключение МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» о проведении периодического медицинского осмотра от 18 ноября 2011 года, предъявленное Тушкановым А.П. работодателю, следует признать недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 321ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО "Ачинский Цемент" удовлетворить в полном объеме.

Признать действия МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» по выдаче медицинского заключения на проведение периодического медицинского осмотра в отношении Тушканова от 18 ноября 2011 года незаконными.

Признать медицинское заключение МБУЗ «Ачинская городская поликлиника № 1» на проведение периодического медицинского осмотра в отношении Тушканова от 18 ноября 2011 года недействительным.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.П. Юшина